Ольга Малахова
@ya_olya_malahova @karapuzakademiya
*руководитель дошкольного образовательного центра «Карапуз-Академия», соучредитель Приморской ассоциации дошкольных и школьных образовательных организаций, сооснователь общеобразовательного центра «1N. ШКОЛА ПЕРВАЯ. НОВАЯ»
Олеся Панькова
@olesiafeya @m_volshebnik
*руководитель начальной школы и детского сада «Маленький волшебник», соучредитель Приморской ассоциации дошкольных и школьных образовательных организаций, сооснователь общеобразовательного центра «1N. ШКОЛА ПЕРВАЯ. НОВАЯ»
Их главный месседж – необходимость создавать новое в системе образования, их высокая цель – воспитание свободной личности, их крылья – вера в новое поколение 1N, способное создать 1N-ое государство. О буднях нового поколения в новом 1N-пространстве расскажут Ольга Малахова и Олеся Панькова. @Inshkola
Интервью: Юлия Аделова
Фото: Таша Разжигаева
Стиль: Юлия Крупа Макияж, укладка: Анна Кузнецова
Одежда: Магазин Status
– Итак, проект «1N-ШКОЛА ПЕРВАЯ. НОВАЯ». До нового учебного года совсем немного. Когда старт в новом пространстве? – Да, уже в сентябре 2020 года мы встретим наших учеников с 1 по 7 классы в новом пространстве 1N-ШКОЛЫ. Сейчас мы знакомимся с будущими учениками и их семьями, а с теми, кто уже сейчас учится в нашей школе, вместе мечтаем и планируем, как всё будет устроено в новом помещении.
– В нашем предыдущем интервью вы рассказали о формате новой школы – без отметок, рейтингов и ярлыков, без домашних заданий и «зубрёжки». Чем ещё отличается 1N-ШКОЛА? – Основная идея нашей школы – воспитание свободной личности, свободно мыслящего и свободно выбирающего человека, самостоятельно строящего своё счастливого будущее. А классно-урочная система, отметки, учебники, программы – это то, что делает ребёнка заложником стандартов. Человек, воспитанный в свободе, способен сам выбирать свои внутренние стандарты и определять личные границы: стандарты взаимодействия с окружающим миром и людьми, границы между хорошим и плохим, между настоящим и напускным. Это и есть лежащий в основе модели школы процесс самоопределения: «умение ставить себе пределы» по Тубельскому. Кстати, «Школа Тубельского», одна из самых известных в России и в мире демократических школ, вдохновила нас на создание модели школы-государства.
– Государство внутри школы? – Да. Со своей конституцией, органами власти и своими законами. Причём создают их сами дети. У каждого ребёнка есть очень мощный двигатель внутри – его желание быть взрослым. И мы можем дать ход этому двигателю, поддержать эту потребность во взрослости – дать свободу выбора, создать своё государство, свои законы. И взять ответственность за их соблюдение.
– Как в жизни. – Это и есть жизнь! Со своим особым укладом, который формирует у наших учеников опыт участия в свободном обсуждении проблем и поиска их решений, опыт выбора. Ребята выбирают, в каком министерстве трудиться: где их область интересов и способность быть максимально полезными. Наука и образование, культура и спорт, коммуникации и СМИ, закон и правопорядок, экономика и финансы… Можно выбирать любую из пяти ключевых сфер жизни.
– А кто может возглавить министерство? – Конечно, ребёнок! Рядом с ним есть советник, наставник – школьный педагог. Он может подсказать, поддержать, но право выбора всегда за ребёнком, все решения принимает он.
– Министр в школе-государстве – это выборная должность? – Все должности выборные. Причём выбор министра – дело серьёзное. Здесь тоже всё как в жизни: выдвижение и самовыдвижение кандидатов, написание и презентации своих программ развития, работа избирательной комиссии и голосование. Чтобы занять ту или иную позицию в школьном государстве, нужно обладать определёнными навыками и компетенциями. Здесь заложена дополнительная система мотивации, альтернатива отметкам. Хочешь стать министром финансов? Прояви усердие в математике и т. д. Ведь все школьные дисциплины встроены в эти же пять основных сфер жизни: науку, спорт, СМИ, правопорядок, финансы.
– Чтобы определиться, в какой области хочешь проявить себя, и преуспеть в нужных дисциплинах, нужно время. А с чего начнётся учебный год? – Учебный год начинается с ориентирования: в течение двух недель идёт процесс погружения, пока нет министров, есть временно исполняющие обязанности советники – учителя. Они знакомят ребят со всеми министерствами. Затем ребята могут выбрать, в какой сфере им хотелось бы себя проявить, подают заявку и начинается процесс подготовки, так сказать, предвыборная кампания: ребята презентуют себя, показывают свои наработки, рассказывают, почему именно они должны занять ту или иную должность.
– Поработав в одном из министерств, я могу потом поменять направление? – Безусловно. Свобода выбора – неотъемлемая часть воспитания свободной личности.
– Сколько дней в неделю будет функционировать «государство»? – У нас пятидневка. И особенность школы в том, что нет «продлёнки», нет деления дня на половины. Это целостный день. Ребята с нами с 9.00 и до 18.00. Ведь столько всего нужно успеть! Литературная конференция, исследовательская лаборатория, научный диспут: именно так проходят наши уроки, где ученики – настоящие учёные, философы и исследователи. Ещё нужно поучаствовать в работе министерств, в новой постановке классного театра, прорепетировать в школьной рок-группе, успеть на шахматный турнир и не пропустить бизнес-игру.
– Уже в школе формируете бизнес-мышление. –Да, это то, что сейчас необходимо каждому, независимо от того, какую профессию он в дальнейшем выберет. Уметь мыслить стратегически: ставить цели, планировать своё время, осознавать, что ты делаешь, для чего ты это делаешь, и уметь брать ответственность за свои действия и свой выбор. Ключевое – авторская позиция и осознанность.
В процессе такой игры формируется финансовая грамотность, приходит понимание, как всё устроено: откуда ты берёшь средства, чтобы что-то создать, как ты эти средства аккумулируешь, как потом их распределяешь, как развиваешь свой бизнес, собираешь команду и т.д. Потом ребята создают свою банковскую систему и выпускают внутреннюю школьную валюту, которая будет функционировать в их государстве и конвертироваться в рубли, представляют и защищают свои творческие и бизнес-проекты, проводят рекламные кампании, получают гранты и т. д. Это отличный способ на практике прокачать себя в области экономики, права, обществознания, истории и всевозможных смежных дисциплинах.
– Про планирование. Во сколько начинается день в школе-государстве? И с чего он начинается? – Чтобы прожить счастливый, наполненный интересными событиями и открытиями день, важно быть в хорошей форме: бодрым и активным. Тут очень важна организация начала дня, чтобы запустить все процессы в организме. Согласитесь, не всегда легко и естественно для ребёнка встать рано утром, собраться, прийти в школу и тут же, по звонку, включиться в процесс и начать внимать новым знаниям. День в школе-государстве начинается в 9.00 утра с подзарядки наших внутренних батареек – с физической активности.
Все мы понимаем, что ЗОЖ – это не дань моде, а жизненная необходимость, мы просто делаем это хорошей привычкой, образом жизни для наших детей. После физической активности начинается мозговая активность – ребята собираются на планёрку, где ставят себе цели и задачи на день и сроки для их реализации. Цели и задачи для государства в целом и для себя в частности. Таким образом, они учатся планировать свой день, свою неделю, анализировать, что получилось, а что можно добавить, улучшить, изменить. Обсуждают, как это можно изменить и кто может в этом помочь.
– Планирование, прогнозирование, тайм-менеджмент, анализ…Что потом? – Потом мы, уже проснувшиеся и заряженные, в 10 утра начинаем так называемую академическую часть, содержащую основные ключи образовательной программы. Опять же, с оглядкой на цели, задачи и видение нашей школы – приобретение знаний и навык их практического применения. То есть мы понимаем, какую область изучаем и совершенствуем и как это нам нужно для реализации проектов в повседневной жизни. Помимо учителей-наставников мы приглашаем экспертов для погружения в эти области. Мастер-классы, тренинги, экскурсии на телевидение, в банк, на производство и т. д. Когда у ребёнка есть понимание, для чего он изучает тот или иной предмет, он становится более вовлечённым и увлечённым. Он учится не потому что «надо», а потому что интересно.
– Про гаджеты. Насколько я знаю, 1N-ШКОЛА с ними дружит? – Абсолютно. История: «Пришёл, сдал гаджеты», – не про наше сегодняшнее время. Более того, большую часть учебных процессов можно организовать, обращаясь за помощью к этим гаджетам. Сейчас в процессе разработки специальные приложения для нашей школы. В том числе и для родителей.
– Например? – Мы уже рассказывали о том, что вместо дневников с отметками у каждого ученика 1N-Школы есть «Индивидуальная карта развития», она так же будет интегрирована через приложение. Педагог, родители и ребёнок смогут получать информацию о тех областях и предметах, которые требуют внимания, и о тех, в которых ребенок преуспевает, отслеживать динамику развития и своевременно получать обратную связь.Закреплять пройденный материал и углубляться в предмет ребята могут с помощью гаджетов: педагог отправляет лично ребенку ссылки на ресурсы с дополнительными заданиями и расширенной информацией.Таким образом, создаётся многоуровневость: базовые знания получают все ребята, а далее каждый может совершенствоваться в области своих интересов.
– А если останутся родители, которых волнует отсутствие отметок и мучают вопросы: «А что же дальше?», «Как мы будем сдавать экзамены?». Или если предстоит переход в другую школу, какой план? – Наши Карты индивидуального развития легко «конвертируются» в обычные отметки, которые выставляются в аттестат государственного образца.
– Идеальное государство! – У нас нет иллюзии, что это будет какая-то идеальная модель. Есть понимание, что это будет постоянная трансформация. Так же, как в жизни, где всё постоянно меняется, мы будем создавать государство вместе с детьми и менять его вместе с детьми. Они – главные строители своего будущего, мира свободных и счастливых. И выбор за ними.
– Слушаю вас, и мурашки по коже… – Да, мы с трепетом и воодушевлением готовимся к открытию новой школы. 1N Школа примет 120 человек. Это не- мало. 120 строителей нового будущего! Если внутри школы они смогут построить государство самостоятельных, определяющих собственные ценности людей, они будут способны менять мир. К лучшему.