Социолог-аналитик, руководитель ДВМЦ «Мониторинг», член Ассоциации исследовательских компаний России «Группа 7/89»

Фото: Сергей Горьков, Стилист: Дарья Image, Укладка: Анна Нельга, Мэйк: Наталья Быкова, Одежда: Магазин MAX MARA

Анна Булгакова уверена, что если быть целостным внутри, то и снаружи будет целостная картина. Социологические и маркетинговые исследования стали делом её жизни и постоянным вызовом. А знание психологии дало равновесие и опору.

– Какой был первый шаг в профессии?

– Я исследователь по натуре, и такой была с детства. Всегда была очень наблюдательна, подмечала многие детали, которые не все взрослые подмечали. А наблюдение – это один из видов исследования. Так я практиковала, практиковала и накануне поступления в вуз увидела в газете «Аргументы и факты» данные какого-то опроса и подумала: «Вот это крутая работа, мне бы так». И я стала социологом. Точнее, я стала социальным работником, но основная часть предметов, которые мы изучали, была посвящена социологическим исследованиям и психологии. И, на мой взгляд, это такая профессия, в которой невозможно остановиться, всегда есть новое, всегда есть неизведанное, всегда есть вызовы. Я стала исследователем, ещё будучи студенткой, на четвёртом курсе, это был 1997 год. И тогда уже у меня были заказы от крупных компаний, и, собственно, будучи ещё студенткой, я стала зарабатывать больше своих родителей. Не было страха, был только большой интерес. И по сей день интерес сохраняется.

– Топ-3 проектов, дел, решений, которыми гордитесь?

– Первое: я горжусь тем, что на протяжении двух лет, с 2019-го по 2021 год, была председателем Ассоциации исследовательских компаний России. Быть председателем – это почётное дело, честь, это говорит о том, что я работаю по стандартам, принятым в отрасли, и я как специалист признана другими коллегами. Второе: также я горжусь тем, что я получила сертификат коуча ICF. Это дало мне понимание, куда двигаться, когда и так всё хорошо. Я узнала, что может быть и лучше. И третье: после пандемии удалось сохранить бизнес, сохранить клиентов и продолжать работать. Рынок исследований упал, объёмы упали, многие компании закрылись, но мы смогли удержаться на плаву. Это уже четвёртый кризис, который мы прожили. Многие компании работают 5–6 лет, мало кто работает десять лет. Ещё меньше тех, кто работает 20 с лишним лет. И для меня это является символом того, что я на своём месте и делаю правильное дело.

– Про тенденции времени. Процесс исследований сейчас стал быстрее?

– В разы. Онлайн-технологии напрямую пришли в наш бизнес, и мы можем помочь клиентам быстро получить ответы. Быстро, недорого и качественно. Ответы о продукте, о потребителе или о чём-то новом. То, о чём бизнесу самому некогда спрашивать у клиента. Мы являемся проводниками бренда к клиенту и наоборот.

– Если бы у вас была возможность взять интервью у кого угодно, кто бы это был? И о чём бы вы его спросили?

– Я бы задала вопросы своему мужу. Он для меня всё ещё не дочитанная книга. Это был бы какой-то философский вопрос: «В чём сила, муж?», «Как жить дальше?» И «Что есть любовь?».

– Ваша личная формула успеха?

– Раньше я всегда думала, что нет предела совершенству, а потом поняла, что совершенство всегда со мной. Радуйся настоящему.