Скульптура «Нерка». 2021. Аметист, сапфир, серебро. 11,0 х 9,0 х 5,0
Из коллекции минералогического музея «Планета»

Сотрудники галереи невольно затаили дыхание, когда сильные руки мастера стали бережно вынимать из коробок сверкающих всеми гранями каменных птиц, зверей, рыб. В стенах зала-сейфа зазвучали непривычные названия минералов, из которых были высечены изделия: морион, долерит, цитрин, танзанит. Так началось знакомство с шедеврами, привезёнными екатеринбургским художником-камнерезом Денисом Алексеевичем Богомазовым.

Выбор им анималистики как направления творчества во многом был предопределён как самим Уралом с присущими ему природными красотами и богатой фауной, так и отцом, заядлым охотником, с которым ещё ребёнком Денис ходил в тайгу. Символично, что открытие выставки Дениса Алексеевича совпало с
Международным днём ювелира, ведь именно с этой профессии когда-то начинал свой творческий путь уральский мастер, а её окончание, к счастью нескорое, приходится только на 6 апреля, на День геолога – профессиональный праздник добытчиков столь желанных для камнереза самоцветов.
В 1998 г. Денис Богомазов окончил отделение «художественная обработка камня» Уральского училища прикладного искусства по специальности «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». С 1999 г. он неизменный участник более 60 всевозможных выставок – городских, областных, региональных, всероссийских, международных и персональных, лауреат многих творческих конкурсов. По признанию Дениса, он давно перестал вешать дипломы, грамоты на стену, места не хватит, и теперь они просто лежат стопками, стремительно растущими в высоту.

А ещё Богомазов – член Союза художников России, кавалер Ордена А. К. Денисова-Уральского, член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Он же награждён Большим знаком Ордена Франца Петровича Бирбаума – друга и сподвижника самого Карла Фаберже, теоретика ювелирного искусства. Этот орден получают самые преданные своей профессии мастера-камнерезы и ювелиры. Как преданный приверженец стиля Карла Фаберже, в связи с 400-летием Дома Романовых, за заслуги перед российским ювелирным искусством Денис Богомазов в 2013 г. закономерно удостоился и Большого знака Ордена «Карл Фаберже – придворный ювелир».

Для каждой своей выставки Денису, который не располагает, как ни парадоксально, коллекцией своих произведений, приходится обращаться к их нынешним владельцам – государственным музеям и частным коллекционерам из числа восторженных почитателей его таланта. Работы мастера охотно берут в свои фонды Музей изобразительных искусств г. Екатеринбурга, Екатеринбургский музей истории ювелирного и камнерезного искусства, Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Творчество Дениса Богомазова освещено более чем в двух десятках изданий.

Работать только с природным твёрдым камнем – редкий выбор среди камнерезов. Технология обработки кристалла уникальна: никаких тебе эскизов, ни моделей из пластилина. Единственное исключение – «Бульдог», скульптура щенка, сделанная Денисом по специальному заказу. Пока он её ваял, щенок успел вырасти, но заказчики остались довольны результатом. Кроме того, мастер предпочитает работу с материалом, который отвергнет любой другой художник: с трещиной, сколом, одним словом, с изъяном. Разглядывая камень, Денис испытывает озарение: внезапно видит образ зверька, притаившегося в толще кристалла, образ, как бы приглашающий его к работе.
Он принимает это приглашение, вступая в удивительное соавторство, сотворчество с самой природой. Сама работа с камнем иногда ограничивается 5–10 минутами в день, а остальное время мастер ходит вокруг, решает, как освободить образ из заточения в камне. Работа с цельным куском требует чётких, уверенных движений, лишний взмах инструментом может безвозвратно загубить самоцвет.

В ходе работы Денис никогда не знает, каков будет конечный результат, ибо каждое движение инструментом оголяет новые текстуры, цвета, бросая вызов его способностям, заставляет всё более обогащать и детализировать композицию. Вот, сняв очередной слой, автор неожиданно обнаруживает впаянный в толщу красный минерал и превращает его в опавший листик, вот появились белые вкрапления, и стало ясно: это пятнышко на спинке. Мастер не скрывает, что ему очень нравится не только элемент непредсказуемости в работе, но и то, что каждая вещь уникальна, ведь он сам никогда не сможет её повторить, так как каждый кусок камня имеет неповторимую внутреннюю структуру.

В работе мастер использует камень, будь то прозрачный или же непроницаемый для лучей света. Натуральность создаваемых им вещей, их выразительное сходство с природными прототипами весьма высоко ценятся искусствоведами и коллекционерами. Денис намеренно оставляет необработанные грани на прозрачных камнях типа кварца, чтобы показать зрителю натуральность и природную эстетичность материала.

В романтичной «Исети» – образе длинноволосой девушки – прекрасные пряди – а это не что иное, как волны и стремнины уральской реки, – ниспадают на не тронутые автором грани кристалла. Красавица стоит на подставке золотого цвета, ведь в старину люди верили, что на дне реки попадается золото. Денис считает, что такие детали, как подставка и изделие, всегда должны сочетаться у мастера и составлять осмысленное целое. Используя металл, художник всегда
делает его неотъемлемой частью композиции, как и в работе под названием «Амур», где под скалой, на вершине которой отдыхает вальяжный тигр, растёт кустик из самородной меди. Именно так она ветвится в недрах земли, и автор сохранил её первозданный оригинальный облик пусть и не в каменном, но в медном цветке.

Удивительны глаза животных! Авторская техника обработки камешков, сочетающих светлый и тёмный цвета, весьма трудоёмка, отнимает немало сил и времени. Правда, Денис использует и более «простой» способ, когда в шарике высверливается углубление и с внутренней стороны наносятся эмаль, позолота. Тут пригождаются навыки работы на станках. В юности Денис приходил на предприятие, где работал его отец, и освоил их, приспособив затем к своим целям.
Пристрастие Дениса к работе с прозрачными камнями вполне объяснимо: изделия из них переливаются, потому, в отличие от многих мастеров, ему не приходится красить камень, напротив, он открывает истинную красоту натурального минерала. При этом вкусу художника не чужды и слоистые, непрозрачные, а потому и более непредсказуемые минералы, таящие в себе множество рисунков, цветов и оттенков. Любимицей умельца выступает яшма, минерал, представленный в недрах Урала более чем 200 видами.

Один из самых сложных камней – это кварц, в нём нужно тонко сочетать шлифование и полирование. Просто полировка придаст его внешности вид оплывшего дешёвого хрусталя. Вот почему кварц так любит тонкую и грубую шлифовку, игру технологических приёмов, деликатную матовость. Эту виртуозность и воплотила в себе «Медуза» – главный символ всей выставки, прозрачная, почти эфемерная, парящая в толще морских вод, настоящая душа океана или, точнее, душа в камне. Каждый минерал, по словам мастера, имеет свой характер, темперамент, а от художника при работе требует неизменно хорошего настроения и доброго настроя. На частый среди женщин вопрос «Какой камень мне носить?» Денис отвечает: «Тот, который сам к вам тянется, тот, с которым возникает роман, несмотря на все «противопоказания» гороскопов».

Если отвлечься от технических приёмов, свойств камней и обратиться к художественной композиции, образности, окунающей нас, зрителей, в прекрасные миражи, мы увидим, как свет преломляется сквозь камень и обволакивает нас, словно погружая в морские волны, и мы ощущаем, как бродим по мелководью. Золотистая рябь яркого солнца ложится на песок, а ноги обвивает морская трава, и пугливый краб юрко прячется под камень. А то вдруг почудится смолистый аромат сибирской тайги, следы широкой пятерни медведя на земле, испещрённой корнями сосен. Далёкая трель птиц гулко отражается от стволов могучих деревьев. Под ногами в опавшей листве шуршит шумный ёжик, и то тут, то там мелькают неприметные мышки. Даже гордые соколы мирно чистят друг другу пёрышки в этом волшебном мироздании. Мы можем наслаждаться сушей и морем, воссозданными фантазией мастера. К нам скачут, бегут, плывут и летят прекрасные создания, воплощающие красоту нашей планеты.

Денис Богомазов – настоящий последователь уральской школы камнерезного искусства. Его произведения не только передают дух суровых Уральских гор и сибирской тайги, но и заключают в себе сугубо личный, творческий трепет, пронизанный неотразимой силой истинного высокого искусства, полного мыслей и чувств. Как каждый уральский мастер, он тоже немного пленник Хозяйки Медной горы. Не эта ли волшебница нашёптывает ему свои идеи, навевает миражи, подсказывая, как освободить образы из глубины текучих причудливых твердынь? Денис Богомазов своим волшебным резцом оживляет создания, которые согреты теплом подлинного творческого огня, проникающего в наши сердца.

Сроки экспонирования выставки: 31 января 2025 года – 6 апреля 2025 года. (6+)

Приморская государственная картинная галерея
г. Владивосток, ул. Алеутская, 12, зал-сейф.
Тел.: +7 (423) 241-06-10, www.primgallery.com