Коммерческий директор ПАО «ВМТП»

Владивостокский морской торговый порт (входит в Транспортную группу FESCO) расположен во Владивостоке, занимает значительную территорию Эгершельда со стороны Золотого Рога. И теперь об этом знают жители не только Владивостока, но и большей части нашей страны. Последние три с половиной года он занимает первое место в России по обработке контейнерных грузов. О том, как порту в центре дальневосточного города удаётся оставлять позади более крупных конкурентов, специально для проекта «Сделано в Приморье» рассказывает коммерческий директор ПАО «ВМТП» Елена Казарина.

Текст: Юлия Аделова, Фото: пресс-служба FESCO

– Елена Сергеевна, в последние годы все предприятия нашей страны столкнулись с разными изменениями. Как они отразились на ВМТП?
– В 2022-м морские перевозки серьёзно изменились. Крупные европейские компании ушли из России, пришли азиатские. И для нас это стало вызовом, грузопоток резко увеличился: через дальневосточные порты проходило 53% всего грузооборота России. Из этого объёма порядка 40% обработал ВМТП. Порт был максимально загружен, но обработал все грузы в штатном режиме. Справились с возросшей нагрузкой мы достойно – прежде всего потому, что с 2021 года проводим модернизацию. И эта работа продолжается. На сегодняшний день, когда ажиотаж уже спал, порт обрабатывает даже больше контейнеров, чем в 2022 году.

– Какие объёмы может обрабатывать порт сейчас?
– За первые шесть месяцев 2023 года ВМТП обработал 429 987 TEU (мы считаем объёмы грузов в стандартных 20-футовых контейнерах) – это на 24% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Всего за прошлый год было обработано 768 057 TEU, то есть мы планомерно идём к превышению прошлых показателей и к нашему плану – к 2025 году обрабатывать до 1 млн TEU в год. Здесь важно отметить, что и нынешние рекорды, и амбициозные планы – это цифры, полностью укладывающиеся в рамки нормальной работы нашего порта. На сегодняшний день контейнерооборот составляет более 70 000 TEU в месяц – и при этом терминалы загружены примерно на 75%. Все суда с грузами мы принимаем и обрабатываем сразу, без ожидания на рейде. То есть порт сейчас работает даже не в полную силу, мы готовы к значительному увеличению грузопотока.

– Говоря о грузах, мы прежде всего имеем в виду контейнеры?
– Да, ВМТП следует за мировой тенденцией к контейнеризации перевозок. Контейнеры стандартны, универсальны, и в них можно легко перевозить абсолютно любые грузы, поэтому такой способ перевозки удобнее и для перевозчиков, и для клиентов. На сегодня в общем объёме перевалки контейнеры составляют более 60%, и их доля растёт.

– А как увеличивать объёмы перевалки контейнеров в условиях, когда площадь порта ограничена городской застройкой?
– Прежде всего мы исходим из того, что порт – это не склад, и его оборот зависит от эффективности обработки и грамотной организации внутренней логистики. Мы проводим целый комплекс различных мероприятий – нельзя поменять что-то одно и ждать результата, каждая деталь влияет на общий процесс. Наша задача – сделать так, чтобы на ограниченной территории все элементы работали с максимальной эффективностью. Поэтому программа развития включает оптимизацию площадей, закупку новой техники и модернизацию IT-инфраструктуры. Мы переоборудуем имеющееся пространство для более эффективного размещения контейнеров – например, в этом году проводим работы по увеличению специализированных площадок на месте бывших складов для грузов различной номенклатуры. Они повысят вместимость порта на 2000 TEU. Также планируем модернизировать покрытие на контейнерном терминале площадью более 45 тысяч кв. м. Кроме того, ВМТП закупает новую технику: до 2025 года поступит более 170 единиц – краны, тягачи с полуприцепами, погрузчики, ричстакеры и тракмобили.

– Как оптимизируется сам процесс обработки?
– В этом нам очень помогает цифровизация. Это один из ключевых драйверов развития ВМТП. Цифровая трансформация затрагивает и внутренние процессы, и клиентские сервисы. Например, проект цифрового двойника порта помогает оптимизировать маршруты и перемещения. Все грузы вносятся в единую электронную систему еще до того, как судно подошло к причальной стенке. Докеры работают с планшетами, подключенными к нашей онлайн-платформе, поэтому они сразу знают, какой конкретно контейнер в какое место нужно переместить, когда и как он будет отправлен дальше. Место хранения груза на территории определяется из Центра управления терминалом, где все перемещения отображаются в режиме реального времени, а подобрать оптимальное расположение и маршрут специалистам помогает система на базе искусственного интеллекта. Программное обеспечение разработано нашими сотрудниками. По предварительным оценкам, с начала использования в 2022 году оно позволило уменьшить время обработки контейнеров примерно на 10–15%.

– А клиентский сервис нужен для удобства?
– Для клиента наш онлайн-сервис работает в режиме единого окна. Это не только удобно, но и помогает значительно ускорить оформление, передачу и приёмку грузов. Онлайн-сервис объединяет не только клиентов, агентов, экспедиторов, логистиков, декларантов и перевозчиков, но и внешние службы: Федеральную таможенную служба, РЖД, Россельхознадзор и другие ведомства. Это позволяет обмениваться электронными данными, чтобы получать необходимую для оформления информацию и взаимодействовать с различными службами. То есть клиент может провести контейнер от судна до железнодорожной или автомобильной платформы, не выходя из офиса. Такое бесшовное взаимодействие позволяет значительно сократить время на бюрократические формальности, а где-то и вовсе полностью уйти от сбора бумажек.