
Гаянэ Арустамян снова с нами! Предыдущее интервью было более личного характера, в этом сделали упор на профессиональную часть. О новых приобретениях, индивидуальном подходе и зоне комфорта специалиста наш сегодняшний разговор.
Интервью: Юлия Аделова, фото: Ana Sava, стиль: Юлия Крупа, мейк, укладка: Анна Кузнецова, одежда: STATUSWOMAN
– Какие принципы, по вашему мнению, являются самыми важными в стоматологической практике?
– В первую очередь это качество. За ним стоит не только уровень квалификации доктора и команды, а слаженность, комплексный подход и системность. Не так, что коронку или брекеты поставили, при этом состояние сустава не учли. Стоматология – как игра в мяч, нельзя играть в одни ворота, всё взаимосвязано. У нас командная работа. Мы собираем консилиум, структурируем всё и предлагаем пациенту комплексное лечение. Каждый случай потом курируем и сопровождаем пациента на всех этапах.
– Про уровень квалификации. Это зависит от стажа?
– Необязательно. Для меня главное – это желание расти. Есть доктора, кто работает десятилетиями и стоит на одном и том же уровне (как говорится, остаётся в зоне комфорта), а есть с пятилетним стажем, чьи работы меня, доктора с 20-летним опытом, впечатляют! Они открыты новому и идут в ногу со временем. Взять тот же фотопротокол. Когда доктор говорит, мол, я не фотографирую свои работы, у меня нет на это времени, – для меня это не про нехватку времени, а про отсутствие интереса. Поверьте, доктор, который гордится своей работой, захочет её сфотографировать и показать. И ему всегда есть что показать. Он не жалеет своего времени на работу, на учёбу и на обратную связь от коллег. И он готов выйти в свой нерабочий день, чтобы отработать технику.
– Про индивидуальный подход.
– Это важно и ценно. Всегда и везде. Будь то медицина, бьюти-сфера, ресторанное дело и др. Когда в заведении тебя приветствуют и называют по имени, помнят, какой кофе ты любишь, – это вклад в человеческий капитал. И свою команду я учу этому. Не так, что пациент получил услугу, а через неделю вы уже забыли, кто он, как его зовут и с какой проблемой он к вам приходил. Мы работаем над этим человеческим капиталом. Правильное планирование лечения пациента, его сопровождение, безусловно, даёт плюс и в качестве. Что позволяет давать гарантию десять лет и более на работу.

– Вы даёте такую гарантию?
– Да, на свои пломбы я даю гарантию десять лет как минимум. Конечно же, мы всегда говорим пациентам, что профилактика – это основа. Профессиональная гигиена раз в полгода, мои профилактические осмотры, полировка пломб, тогда гарантия 100% будет.
– Как вы объясняете пациентам необходимость регулярного ухода за зубами? Зачастую люди (в том числе с высоким уровнем дохода) не осознают важность профилактики.
– Я даже записывала Reels на эту тему – про то, что гигиена раз в полгода для кого-то – это слишком часто, а ботокс в межбровку раз в три месяца – это жизненно необходимо. Это, конечно, юмор, и он, слава богу, не про моих пациентов. Мои замотивированы, как минимум 70% из них ходят на профилактику и чистку своевременно. (Улыбается.) Как мотивирую? Если моя рука сделала вам весь рот, то мы переставили все пломбы, а какие-то оставили под наблюдением. И если раз в полгода делать профосмотры, мы сможем их отследить и при необходимости заменить тогда, когда это нужно. После чистки видны все подводные камни, все нависающие края, и если что-то требует внимания, то я могу заметить это на ранних стадиях, предвосхитить. Полировка же продлевает жизнь пломбы, потому что каждая пломба со временем даёт усадку. И мои пациенты слышат меня. Конечно, остаются ещё 30%, которые приходят, только когда заболит, а болит у нас, как правило, при запущенном состоянии. Это уже скорее про ментальность, многое закладывается в детстве, и если уход за зубами и полостью рта как приоритет не были заложены, то во взрослом возрасте сложнее сдвинуть эту парадигму. Сейчас молодое поколение родителей больше вкладывает в себя и своих детей к этому приучает – регулярно приводят малышей на осмотр, это очень радует. В нашей клинике есть уроки гигиены, и они не только для детей. Многие взрослые не знают правильную технику чистки зубов (я и сама не сразу это освоила), поэтому такие уроки необходимы всем.

– Вы сказали, что детей приводят, в том числе и с молочными зубами?
– Молочные зубы я не лечу. Да, ко мне часто обращаются пациентки с просьбами вести их детей, я редко отказываю. Мы проводим в условиях клиники гигиену, фторирование, и я осматриваю их, даю рекомендации. При появлении первых постоянных зубов провожу герметизацию, а если необходимо, то лечение постоянных зубов у детей. В нашей клинике совсем скоро начнёт приём детский кабинет. И тогда всех детей без исключения мы сможем принять и в адаптационном лечении, и под седацией.
– У них же своя особая детская психология. Как подход находите?
– Если ребёнок не напуган, то контакт возникает сразу. Бывает, что он просто психологически не готов. Тогда всё делаем в форме игры. Давайте посмотрим, поиграем, подуем… У нас очень интересные есть для этого инструменты. Наконечник светит, и вода льётся и др. Для начала нужно, как говорится, адаптировать его. Иногда рекомендую родителям приводить детей на свой приём, пусть малыш ожидает, пока мама что-то полечит у нас. Порисует, попробует вкусный чупа-чупс с ксилитом, привыкнет к обстановке. Подход, подход и ещё раз подход. Ключевое – не навредить психологическому состоянию ребёнка. Если я вижу, что ребёнку нужно срочно полечиться, при этом он ещё не готов работать, я порекомендую седацию.
– У вас появилась седация?
– Да, мы уже закупили необходимое оборудование. Есть аппарат для общего наркоза и для работы с седацией.

– Про человеческий капитал. Помню, в предыдущем интервью вы сказали, что главным достижением/признанием вашего экспертного уровня для вас стал момент, когда ваш папа пришёл к вам как пациент. Друзья/приятели к вам часто приходят?
– Часто. Приходят сами, потом рекомендуют друзьям. Сарафанное радио всё ещё работает. И коллеги приходят и часто меня рекомендуют, это особенно приятно. Многие коллеги отправляют ко мне своих пациентов на реставрацию. Это обратная связь от профессионального сообщества, и она дорогого стоит.
– Про обратную связь. После нашего предыдущего интервью ко мне неоднократно подходили и говорили: «О, это мой доктор Гаянэ Герасимовна, как я рада видеть её на обложке!», «О, Гаянэ! У неё золотые руки!» – и т. п.
– Это, безусловно, приятно. В такие моменты понимаешь, что всё не зря. И осознаёшь ценность того самого человеческого капитала, о котором мы говорили выше, и профессиональной репутации. Сначала мы работаем на имя, потом имя работает на нас.

– А случалось отказывать пациентам?
– Случалось. Когда я чувствую, что пациент мне не доверяет, словно ищет подвох, я могу порекомендовать ему обратиться к другому доктору. Или когда пациент «сам знает, как надо» и говорит мне, что надо сделать, притом что картина у него во рту совсем другая. Ну и отдельная категория – те, кто видит в медработниках обслуживающий персонал и общается по принципу: «Эй ты! Иди сюда!» – не терплю хамства и панибратства, неуважения к профессии, таким я тоже вежливо отказываю. Благо работа для меня всегда найдётся, беру не количеством, а качеством и могу себе это позволить.
– Про новости. Вы уже упомянули, что у вас появились общий наркоз и седация. Что ещё нового в клинике «Эстетика» стоит отметить?
– Гнатология. Это раздел стоматологии, изучающий нормальное функционирование и патологии зубочелюстной системы, включая височно-нижнечелюстной сустав (ВНЧС), мышцы и зубы. Мы приобрели в клинику специальный аппарат – аксиограф. Он позволяет получить точную информацию о траекториях движения челюсти, что необходимо для диагностики и планирования лечения различных заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и зубочелюстной системы. Это очень важный этап диагностики, особенно если планируется ортодонтическое лечение (постановка брекетов, элайнеров) и тотальное ортопедическое лечение (постановка виниров, коронок). Также это нужно учесть, если щёлкает челюсть, открываете вбок, напряжение мышц, стираемость зубов. Чтобы исключить ситуации, когда завысили прикус или не учли момент этого сустава, что привело к головным болям и т. д. Зачастую бывает, что у пациента болят голова, висок, ухо, и он пытается лечить то, что болит, в то время как всё дело в суставе. К слову, про гнатологию. Отдельной специальности «гнатолог» не существует, есть ортопед-гнатолог и ортодонт-гнатолог (которые дополнительно к своей специальности изучают функцию ВНЧС). У нас в команде есть ортопед-гнатолог, редко в какой клинике это есть. В общем, все новинки ещё больше способствуют качественной диагностике и моему любимому комплексному подходу.

– Мой завершающий вопрос лиричный. В этом году 165 лет нашему городу. Что для вас Владивосток?
– Это дом. Я родилась и выросла во Владивостоке. Конечно, я люблю его. Как бы ни сетовали на климат, я люблю наш солнечный город. Эту невероятную природу, шаговую доступность моря. И то, что он не такой шумный, как мегаполисы, в той же Москве я себя ощущаю как в большом муравейнике, как иголка в стоге сена. А здесь я дома.

