
Прямо сейчас в районе Второй Речки кипит стройка – возводятся башни нового высотного жилого комплекса STARK. Руководитель группы компаний «Остов» Игорь Леонидович Шаповалов рассказал, почему новый ЖК – больше чем ещё один объект на карте города. Концепция стратегического городского развития, современный взгляд на строительство, реальный опыт лучших градостроительных кейсов, и всё это – с искренней любовью к родному городу.
Интервью: Ирина Яшкина, фото предоставлены ГК «ОСТОВ», starkvl.com, ostov.group
– История группы компаний «Остов» начиналась во Владивостоке, но большая часть рабочей практики пришлась на западные регионы страны. Почему вы вернулись в Приморье и выбрали наш город как новую площадку для строительства?
– Несколько лет назад, оказавшись в родном Владивостоке впервые за почти два десятилетия, я взглянул на город глазами не только жителя, но и профессионального девелопера. Пришло понимание, что Владивостоку как активно развивающемуся городу необходим комплексный урбанистический подход, который будет учитывать развитие социальной, инженерной инфраструктуры, транспорта, рабочих мест, «зелёного каркаса» города. Именно такой подход мы много лет практикуем в своих западных проектах, и я уверен, что наш опыт пойдёт на пользу городу.
– То есть ваша задача – не просто построить жилье, а преобразовать городское пространство?
– Начнём с того, что мы всегда оцениваем не просто конкретную площадку, а ситуацию в масштабе города: проводим исследования и смотрим, насколько она перспективна с точки зрения появления именно качественных объектов, насколько намеченное здание или комплекс зданий меняет город и насколько гармонично вплетается в архитектурную ткань города.
Мне действительно хочется, чтобы Владивосток стал лучше после нашей работы с территорией, причём не только и не столько за счёт эстетичных фасадов, сколько благодаря комплексному улучшению городской среды. К сожалению, сегодня нередко можно видеть, что с появлением новых жилых комплексов люди ожидают значительного ухудшения инфраструктуры, усиления нагрузки на существующие дороги и социальные объекты. И точечная застройка, увы, чаще всего именно об этом.
Поэтому нам важно доказать, что всё может быть иначе, что городская среда должна развиваться с учётом целого ряда факторов – от транспортной инфраструктуры и инженерных сетей до правильного выбора площадок для социальных объектов. Наша миссия – строить город, в котором сами хотим жить.

То есть строительство любого ЖК должно начинаться с разработки стратегии развития, которая предусматривает соответствие количества жилья рабочим местам, рассчитывает пропускную способность автомобильных дорог, учитывает удобство пользования объектами рекреационной инфраструктуры. Ведь, помимо детсадов и школ, необходимость наличия которых объяснять не надо, в доступности должны быть объекты дополнительного образования, культуры, спорта, отдыха, общественного питания и другие полезные сервисы. Все аспекты благоприятной социальной среды должны рассматриваться в комплексе.
– Что вы имеете в виду, говоря о том, что ЖК STARK навсегда изменит карту Владивостока?
– STARK – это проект, выходящий за рамки привычного локального восприятия жилых комплексов и олицетворяющий комплексное развитие всего района Второй Речки. Мы подключаем новый большой кольцевой водовод, который откроет перспективу дальнейшей организации инженерной инфраструктуры без прокладки дополнительных сетей, что повысит надёжность водоснабжения города. Аналогичная работа ведётся с системой канализации – переключаем старые системы на новые, отслеживаем нелегальные выбросы стоков в саму Вторую речку и отводим их от водоёма. В соответствии с разработанной дорожной картой убираем старые ржавые ЛЭП и прячем существующие сети под землю, чтобы люди видели чистое небо, свободное от проводов.
– Если говорить не только о жилых, но и об общественных пространствах, что даст STARK жителям микрорайона?
– Сегодня мы работаем над территорией общественных пространств площадью около 6 гектаров – от автомобильного моста до морской набережной. Это в первую очередь развитие пешеходной среды: прокладка тротуаров, прогулочных маршрутов, велодорожек, соединяющих весь район с существующей морской набережной, и реализация новой концепции благоустройства. Воду в реке мы уже очистили, теперь планируем расширить и укрепить берега. Планом также предусмотрено строительство автомобильных дорог и выездов, которые объединят комплекс с существующей магистралью, благодаря чему у жителей появится современная комфортная развитая среда.
– Для такой масштабной работы наверняка потребовалась серьёзная подготовка?
– Безусловно, развитие целого района обязано иметь в своей основе стратегическое исследование, которое мы провели совместно с командой урбанистов Concrete Jungle. Только на установление пешеходных связей этой части района было потрачено около полугода, чтобы принять окончательное конструктивное решение, как сделать пешее движение интуитивно понятным и удобным. Результаты этого исследования также лягут в основу общедоступного парка и рекреационной зоны, соединяющей STARK с морским побережьем.

– Есть ли у вашей компании опыт работы с подобными масштабными проектами?
– Да, в портфеле ГК «Остов» есть кейс по модернизации целого города. В 2012 году мы совместно с урбанистами и администрацией сформировали подробный мастер-план по развитию подмосковного города Наро-Фоминска на будущие 50 лет. И это не просто чертежи на бумаге – сегодня уже можно говорить о том, что город развивается согласно мастер-плану, и результаты труда видны невооружённым глазом. Фактически мы вернули городу его исторический центр – если раньше заброшенная территория бывшего Шёлкового комбината разрывала город на несколько отдельных районов, то сегодня мы «сшиваем» Наро-Фоминск в единое целое.
Именно на нашем кейсе сегодня учатся студенты Высшей школы урбанистики, и именно его рассматривают при проведении лекций для магистрантов и мероприятий по программе профессионального развития российских специалистов «Архитекторы.рф».
– Такой опыт впечатляет и вселяет надежду. А какая идейная концепция у ЖК STARK?
– Брендингом приморского проекта занималось крупнейшее в стране агентство SmartHeart. Нам был принципиально важен взгляд извне, и команда SH увидела Владивосток как точку между Востоком и Западом, из чего выкристаллизовалась концепция: синтез культур, синтез традиций. Например, используемые в нашей айдентике иероглифы – соединение славянских и азиатских символов. Нейминг развивает идею, ведь изначально STARK был назван в честь одноимённого пролива и адмирала Оскара Старка. Однако при этом у каждого есть возможность интерпретировать название по-своему: от Железного Человека до легендарного дизайнера Филиппа Старка. В конце прошлого года бренд STARK вошел в шорт-лист международного фестиваля рекламы Red Apple. Получается, с помощью брендинга мы открываем Владивосток другим городам и странам.
– STARK – жилой комплекс бизнес-класса. Как это воплощается в практическом смысле?
– В первую очередь бизнес-класс – это безопасность и комфорт. Вы можете отпустить ребёнка на улицу даже в тёмное время суток без излишнего беспокойства – в STARK 1,5 гектара приватного внутреннего благоустройства на стилобате без доступа машин. В комплексе есть всё, что нужно: эстетично облагороженная территория, собственный парк, беговые и велосипедные дорожки, магазины, рестораны, кафе, детский сад, салон красоты, аптека. Инженерные сети также в полной мере оснащены для осуществления бесперебойной работы. Наконец, бизнес-класс должен быть красивым. В STARK предусмотрена дизайнерская отделка мест общего пользования, архитектурная подсветка фасадов, трёхметровые потолки и панорамные окна в квартирах для обеспечения высокого уровня естественного освещения и лучших видовых характеристик.

– Вы упомянули коммерческие площади. Как вы решаете, кому быть?
– Для этого существует функциональное программирование. Когда мы планируем территорию, то заранее распределяем, где и что будет. Делим площади на лоты и продаём их адресно в соответствии с нашими задачами по грамотной инфраструктурной организации пространства. Мы точно знаем, какие именно у нас будут рестораны, детские сады, магазины в соотношении с требуемым качеством услуг и уровнем сервиса. Стоит отметить, что уже сейчас у нас нет свободных помещений – все выкуплены.
– И напоследок. Вы называете Вторую Речку перспективным районом. Каким вы видите будущее этого района и, может, всего города как девелопер с обширным западным опытом?
– Сегодня города по всему миру развиваются по принципу «15 минут», символизирующих пешую доступность всего необходимого человеку. Вторая Речка – район самодостаточный, вполне способный претендовать на звание второго центра города. Важно сделать так, чтобы у людей не было необходимости постоянно уезжать в центр. И мы видим для этого все возможности в виде территории, пригодной для развития и строительства. Здесь не нужны масштабные сносы и расселения. Пространство для улучшения уже есть. Я считаю, главная обязанность девелопера – стремиться к современным, логичным и удобным городам. Владивостоку нужны решения, которые могут трансформировать все созидательные инициативы в единую городскую ткань. Уверен, что максимум через десять лет Владивосток станет совершенно другим городом.