УВИДЕТЬ И ЕЩЁ БОЛЬШЕ ВЛЮБИТЬСЯ В ИСКУССТВО!

Ольга Щукина, Искусствовед

@olgafestival

Даже если вы считаете себя завсегдатаем выставок, музеев и галерей, скорее всего, вы нечасто задумываетесь о том, как предметы искусства появляются в выставочных залах. Галеристы и музейщики предпочитают, чтобы всё происходящее предвыставочное оставалось тайной. Приоткроем завесу…

Текст: Ольга Щукина

Автор идеи: Юлия Аделова

Сегодня уже не удивить выставками в музеях и галереях Владивостока из собраний музеев других городов и даже стран – у нас теперь частенько гостят живопись, графика и скульптура из Москвы, Петербурга, Иркутска, Омска, Хабаровска, Токио, Флоренции, Сиэтла и других городов России и мира. При этом почти всегда выставки путешествующих произведений искусства становятся ярким событием, а иногда и выставкой-блокбастером!

Увы, мобильным искусство было не всегда. Эпоха выставок-путешественниц началась в начале 1960-х – этому поспособствовало появление больших авиалайнеров. «Дедушкой всех блокбастеров» называют выставку сокровищ Тутанхамона Каирского музея, которая открылась в 1961 году в США, а затем 20 лет провела в турне по Японии, Франции, Великобритании, Советскому Союзу и Германии. Артефакты путешествовали в сделанных на заказ деревянных ящиках в трёх разных самолетах. В Лондоне знаменитую маску Тутанхамона сопровождали самолеты британских ВВС.

Дальше последовал тур «Моны Лизы» из Лувра в США, имевший невероятный успех, запустивший «вереницу рискованных гастролей никогда прежде не путешествовавших святынь, закованных в тяжёлую броню», как сказал один эксперт. И действительно, несмотря на все меры предосторожности с «Моной Лизой» (в нью-йоркской гавани лайнер, на котором в итоге прибыла картина, сопровождала береговая охрана США, а по Вашингтону ящик с ней везли в охраняемой колонне при перекрытом движении), картина была подвергнута основательному риску: на складе музея сработал неисправный пожарный разбрызгиватель и шедевр залило водой, но, к счастью, тогда, как и сейчас, её поверхность была защищена стеклом. Но это не остановило начавшийся арт-туризм, продолжающийся по сей день.

Однозначно, перевозка работ сокращает срок их жизни, причём это относится как к произведениям старых мастеров, так и к работам современного искусства, которые зачастую очень хрупки или просто некачественно собраны. Но парадокс– в эпоху цифрового воспроизведения, онлайн-путешествий мы так отчаянно желаем соприкоснуться с «аурой» произведений – постоять перед полотном так же, как стоял перед ним художник,– что миримся с необходимостью транспортировок, делая всё возможное, чтобы путешествие шедевров было как можно более комфортным, ведь главная цель искусства – чтобы на него смотрели. Когда открывается очередная выставка-блокбастер, мало кто из посетителей задумывается о том, какого труда стоило её организовать. Буквально выторговать у музеев и частных собраний работы для экспозиции, застраховать их, организовать перевозку так, чтобы на красочном слое не появилось ни одной новой трещинки. Наконец, втащить в зал, иногда через крышу и установить на специально смонтированном оборудовании. Договор аренды, страховка, упаковка, курьеры, доставка, разгрузка, система безопасности, контроль температуры и влажности, вандалоустойчивые витрины, сигнализация, охрана, установка – всё это очень дорого и сложно. Но возможно. И необходимо!

В нашем городе первый большой проект, выставка работ Ивана Айвазовского, был блестяще воплощён в жизнь Приморской государственной картинной галереей в 2017 г. «Мы собрали 40 произведений художника, начиная с Крыма и заканчивая Дальним Востоком: Севастополь, Симферополь, Оренбург, Нижний Новгород, Омск, Нижний Тагил, Красноярск, Иркутск, Барнаул, Хабаровск, Москва, Петербург…, – рассказывает Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Готовили мы этот межмузейный проект больше года, пытались учесть все возможные риски, но всё-таки, две работы так и не смогли к нам доехать, из-за того, что не вошли в люк багажного отделения авиалайнера в Москве». VIP-путешественников обычно сопровождают сотрудники музея, как говорится, «от гвоздя к гвоздю», — то есть от момента, когда картину сняли со стены в одном музее, до момента, когда она оказалась на выставке за тысячи километров от дома. При этом после перелета ценным туристам, как и людям, необходима акклиматизация – нужно привыкнуть к местной температуре и отойти от тягот перелета. Радует, что хоть джетлаг отсутствует! И только после этого работы распаковывают и осматривают, чтобы поместить в экспозицию.

Большой восторг вызвала выставка в Приморской картинной галерее шедевра Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» из галереи Уффици во Флоренции. Но и здесь не обошлось без переживаний. Мало того, что наш приморский климат требовал постоянного нахождения работы в специальной капсуле, так называемом климат-боксе, именно на день прибытия знаменитой итальянки пришелся пик тайфуна, самолет приземлился в огромную лужу, в которую превратилась взлетная полоса. «Идея выставки возникла во время Санкт-Петербургского культурного форума, – говорит Алена Даценко, – где я познакомилась с коллегами из фонда MondoMostre, который активно занимается выставочными проектами в России. Так, они делали выставку работ Рафаэля в музее имени Пушкина, например, проекты по итальянскому искусству в Эрмитаже. Интересно, что в России они работали только с федеральными музеями в Москве и Санкт-Петербурге и всё. Но когда я предложила подумать о совместных проектах, они сказали, что много слышали о Владивостоке, что этот город на острие развития, что хотят посмотреть нашу галерею и подумают. Эксперты фонда побывали в нашем городе, были очарованы им, понравилась и наша галерея. И с этого момента началась работа по подготовке выставки, которая заняла два года».

Довольно часто и наши, «родные» картины отправляются в турне, заграничные в том числе. Лидерство здесь держат Марк Шагал и Василий Кандинский, работы которых, как и большинство находящихся в фондах нашей галереи, попали сюда из московских музеев в 30-е годы ХХ века. Оба шедевра довольно часто путешествуют и вызывают неизменный восторг и удивление у посетителей. Работа М. Шагала «Портрет брата Давида с мандолиной» побывала в Америке, Италии, Швейцарии, Японии, Корее, Германии, Бельгии, как и «Импровизация» В. Кандинского, которая тоже много и часто путешествует. Последний вояж, например, состоялся в Бразилию и Санкт-Петербург и продлился почти год. А выставка в итальянском городе Верчелли стала триумфальной для «нашего» Кандинского, потому что именно её устроители выбрали в качестве топового произведения и разместили на всех рекламах по городу, буклетах, афишах, сувенирах с указанием города приписки – Владивостока!

«Для меня это огромный повод для гордости, – говорит А. Даценко. – Более того, это повод для гордости для всех жителей города и края! И речь не только о Кандинском и Шагале, у нас много достойных работ, которые пользуются популярностью и у наших крупных музеев, таких как Третьяковская галерея, Русский музей, и у зарубежных коллег, это и Лентулов, и Фальк, и Рокотов, и Корзухин, невозможно перечислить все наши сокровища. Дорогого стоит, когда на выставке ты видишь реакцию людей– восхищение от таланта художника и удивление, когда они читают «место нахождения г. Владивосток».

И несомненно прав директор галереи Уффици Айке Шмидт: «Я глубоко убеждён в том, что картины, как и любые музейные экспонаты, должны путешествовать, музеи должны обмениваться выставками! Да, я знаю, что многие сотрудники музеев считают: шедевр лучше вообще держать в запаснике, сохраннее будет. Но если картину или скульптуру никто не видит, не восхищается ею, не влюбляется в неё, не теряет дар речи при виде творения мастера, то кому это творение будет нужно лет через пять? Поэтому я так рад, что «Мадонна делла Лоджиа» приехала во Владивосток, что её смогли увидеть не только взрослые, но и дети – ученики школ искусств, например. Увидели и ещё больше влюбились в искусство».