
Предприниматель из дальневосточной столицы Александр Ганюшкин создал умного робота с искусственным интеллектом. Как разработчик робота Адама масштабирует свой продукт – в материале центра «Мой бизнес».
– Расскажите немного о себе и своей команде разработчиков.
– С самого детства я мечтал создать собственного робота, вдохновившись мультфильмом «Трансформеры». Получив образование в области бытовой радиоэлектронной аппаратуры, я работал на производственных предприятиях, где начал воплощать свою мечту в жизнь. В 2014 году основал компанию «Робот», и с тех пор наша команда занимается разработкой человекоподобных роботов для образовательных целей. Наша команда состоит из высококвалифицированных специалистов в области робототехники, программирования и электроники. Мы стремимся сделать образовательную робототехнику более доступной и способствовать подготовке высококвалифицированных кадров в этой области. Мы гордимся тем, что наш коллектив объединяет профессионалов, увлечённых своим делом и стремящихся внести вклад в развитие образовательных технологий.

– Как пришла идея создать робота-помощника?
– Идея создания робота-помощника возникла из стремления предоставить школьникам и студентам инструмент для практического изучения программирования и робототехники. Мы заметили, что практико-ориентированное обучение с использованием реальных устройств повышает мотивацию учащихся и способствует более глубокому пониманию предмета.
– Совет новичкам: где найти средства финансирования для такого проекта?
– Начинающим разработчикам я бы посоветовал участвовать в конкурсах и грантовых программах. Именно благодаря победе в одном из конкурсов в 2014 году мы получили финансирование, которое позволило создать первого робота Адама. Для предпринимателей центр «Мой бизнес» ранее проводил «Приморский старт» и «Приморский старт 2». В случае победы можно было получить сумму в 2 и 10 млн руб. соответственно на развитие своего проекта. Также центр «Мой бизнес» предоставляет различные механизмы поддержки, такие как защита интеллектуальной собственности, регистрация торговой марки или знака, участие в выставках, льготные кредиты.

– Почему вы взялись за подобную разработку?
– Создание роботов всегда было моей страстью. Осознав, что разработка человекоподобного робота может стать эффективным инструментом в образовании, я решил объединить свою мечту с пользой для общества, способствуя подготовке будущих IT-специалистов.
– С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе разработки?
– Одной из главных трудностей было финансирование проекта на начальном этапе и по сей день, так как комплектующие для робота стоят дорого. Кроме того, технические сложности, связанные с созданием человекоподобной механики и разработкой интуитивно понятного интерфейса для пользователей, также требовали значительных усилий.
– В чём преимущество робота Адама? На кого он рассчитан?
– Адам предназначен для обучения школьников и студентов основам робототехники и программирования. Его преимущества включают возможность практического применения знаний, повышение мотивации учащихся и улучшение качества проектов на олимпиадах по программированию. Робот поддерживает различные возрастные группы начиная с восьми лет и может использоваться как в школах, так и в университетах для проведения исследований.
Новая версия робота поддерживает искусственный интеллект на базе ChatGPT и YandexGPT. Это позволяет роботу общаться на любые темы, отвечать естественным образом на любые вопросы, создавая впечатление разностороннего и интерактивного взаимодействия. Робот Адам также поддерживает: управление с помощью VR-системы и джойстика; анимационную студию Blender 3D; языки программирования Blockly и Python в разработанной нашей командой среде AdamStudio.
– Где вы его применяли?
– Робот Адам уже используется в различных образовательных учреждениях для обучения программированию и робототехнике. Кроме того, он применяется на выставках и в маркетинговых мероприятиях благодаря своей способности взаимодействовать с аудиторией и демонстрировать возможности современных технологий.

– Совет молодёжи: на кого идти учиться, чтобы заниматься робообразовательными решениями?
– Рекомендую выбирать специальности, связанные с информационными технологиями, программированием, электроникой и мехатроникой. Получение знаний в этих областях позволит вам участвовать в разработке робототехнических решений и внедрении их в образование.
– Как вам помогла господдержка? Можете рассказать о ней подробнее?
– Государственная поддержка сыграла ключевую роль в развитии нашего проекта. Получение гранта от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере позволило создать первого робота. Кроме того, статус резидента «Сколково» предоставил доступ к ресурсам и сообществу, способствующим дальнейшему развитию и совершенствованию наших разработок. Конкурс «Приморский старт» после победы и получения финансирования позволил нам расширить линейку продукции, провести дополнительные тесты, улучшить кинематику и электронику робота, снизить себестоимость – деньги были потрачены на исследования, и это хорошая поддержка проекта. Без подобных конкурсов стартап либо замораживается, либо переходит в пассивную стадию.
Напомним, центр «Мой бизнес» Приморья работает в регионе при поддержке краевого министерства экономического развития по национальному проекту «Эффективная и конкурентная экономика». Информацию о его актуальных услугах и мероприятиях центра «Мой бизнес» Приморского края можно узнать на сайте мойбизнес25.рф или по телефону: 8 (800) 555-09-33.