Алёна Даценко Искусствовед, директор Приморской государственной картинной галереи @primgallery @primgallery_friends
Традиционно осень во Владивостоке не только самое красивое время года, но и время, когда проходят интересные культурные мероприятия. В пятый раз, с 21 по 27 сентября, пройдут «Дни Эрмитажа во Владивостоке». Одним из ярких событий будет выставка из собрания Государственного Эрмитажа, которая продолжит свою работу до середины января 2021 года.
Камея. Бюст Ахилла Резчики Семен Одинцов (1795/96–1848), Василий Калугин (1810– после 1862), Яков Хмелинин (1811/12–1860) и Иван Галкин (1820 – после 1867) Россия. Екатеринбургская гранильная фабрика. 1840-1841 гг. Ямская яшма; резьба, полировка. 4,4х3,7 см Поступила в 1851 г. Государственный Эрмитаж . Инв. № К 5765 Фотография А. М. Кокшаров
В этот раз мы представим жителям и гостям города выставку «Роман с камнем Екатерины Великой. Глиптика из собрания Государственного Эрмитажа». Глиптика (в переводе с греческого означает «вырезаю, выдалбливаю») – искусство резьбы на цветных полудрагоценных и драгоценных камнях, геммах (или глиптах). Собрание глиптов (резных камней) называют глиптотекой. Термин «глиптика» употребляют преимущественно к малым формам, то есть по отношению к резьбе по поделочным и ювелирным материалам. Глиптика считается одним из наиболее древних искусств, известных человечеству.
Камея. Аполлон и Артемида Александрия. 1 в. до н.э. Мастерская Протарха Сардоникс в новой золотой оправе; резьба, полировка, литьё, ковка, пайка. 2,3х2,2 см Поступила в 1782 г., из собрания Джеймса Байрса в Лондоне. Инв. № ГР 12684 (Ж.297) Фотография А.М. Кокшаров
На выставке будут экспонироваться камеи и инталии. Камея – разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Инталия – это так же разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, только выполненное в технике углублённого рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на стекле. Техника инталия часто применяется для изготовления печатей, оттиск с которых выглядит выпуклым. Поэтому многие кольца-печатки выполнялись в технике инталия, примеры таких колец будут представлены на выставке.
Собрание глиптики Эрмитажа является одним из крупнейших в мире. Известно, что основательницей Эрмитажа как музея стала императрица Екатерина II, активно приобретавшая произведения живописи и скульптуры. Но именно резные камни были истинной страстью самодержицы, которая положила начало коллекционированию гемм в России. Екатерина приобретала геммы из крупнейших собраний, не жалея для этого средств. Таким образом, в конце XVIII века музей пополнили экспонаты, принадлежавшие ранее знатнейшим семействам Европы. На выставке будут представлены геммы из собраний герцога Луи-Филиппа Орлеанского (Париж), Лоренцо Медичи Великолепного (Флоренция), Джованни-Баттисты Казановы (Дрезден). За время своего правления из простого любителя гемм императрица превратилась в специалиста и знатока, став хозяйкой собрания из более 10 000 экземпляров. После ухода Екатерины II собрание глиптики продолжало пополняться за счет даров, завещаний, покупок, находок археологических раскопок на юге России.
Инталия. Сивилла Рим. I в. до н. э. – I в. н. э. Резчик Гилл Сердолик; резьба, полировка. Дл. 2,0 см Поступила в 1925 г. из бывшего собрания князей Юсуповых; ранее – в коллекции Станислава Августа Понятовского Государственный Эрмитаж. Инв. № ГР 26850 (Ж.6656) Фотография А. М. Кокшаров
Некоторые из гемм, принадлежавших ещё Екатерине II, будут представлены на временной выставке, они охватывают период от эпохи греческой архаики до Западной Европы и России нового времени, тем самым представляя историю коллекционирования и развития камнерезного искусства, многообразие стилевых направлений и жанров. Ко времени царствования Екатерины страсть к коллекционированию глиптики охватила представителей большинства знатнейших семейств и правящих дворов Европы. Достаточно дорогостоящие резные драгоценные камни являлись подтверждением статуса и богатства. В своем страстном увлечении резными камнями Екатерина II отдавала первенство античной глиптике, но ей были интересны и современные мастера. От них Екатерина ждала, прежде всего, собственных изображений, увековечивающих её в камне. При жизни императрицу портретировали полтора десятка европейских резчиков. Так Джованни-Баттиста Ведер, римский резчик, неоднократно выполнявший заказы Екатерины II, вырезал для неё камею с изображением императрицы, её можно будет увидеть на выставке. Страсть Екатерины II к глиптике проявилась в учреждении отдельной дисциплины в Императорской Академии художеств, которая именовалась резьбой по камню. Под покровительством Екатерины вёлся поиск «камней, пригодных для камей» в Сибири и на Урале. Но осуществиться этому замыслу суждено было лишь спустя почти десять лет, когда на Императорских камнерезных фабриках в Екатеринбурге и в Колывани открылось производство камей на камнях из богатейших местных месторождений. А активная резьба камей на Екатеринбургской гранильной фабрике с последующей их отправкой в Зимний дворец началась уже после смерти Екатерины, в первой половине XIX в. Работу уральских мастеров на выставке представляет произведение, созданное много позже екатерининской эпохи, в 1840-1841 гг., как символ продолжения великих начинаний российской императрицы.
Скарабеоид с резным изображением. Геракл и гидра Греция. VI в. до н.э. Сард в новой золотой оправе; резьба, полировка, литье, ковка, пайка. Дл. 1,6 см Поступил в 1794 г., из собрания Иосифа Анджело де Франца в Вене Государственный Эрмитаж. Инв. № ГР 20749 (Ж.551) Фотография А. М. Кокшаров
Кроме выставки, в шестой раз пройдёт мастер-класс реставраторов Эрмитажа для специалистов музеев Дальневосточного федерального округа. Мы познакомим посетителей с новыми поступлениями книг в рамках проекта «Эрмитажная библиотека». Более ста изданий Эрмитажа ежегодно передаются в дар библиотеке Приморской картинной галереи, которая является одной из лучших библиотек по искусству. Эрмитажный лекторий познакомит с уникальным собранием глиптики. Состоится торжественная церемония гашения специального выпуска почтовой карточки, посвященной Дням Эрмитажа во Владивостоке (проект галереи с ООО «Почта России»). Как правило, почтовые карточки такого специального выпуска печатаются минимальным тиражом, в данном случае 200 экземпляров, что делает их филокартической редкостью. Получить редкую почтовую карточку можно во время церемонии гашения. Пройдёт презентация конкурса культурной журналистики «Искусный глагол» имени В. Ю. Матвеева, встреча Клуба друзей Картинной галереи и традиционная видеоконференция Клуба волонтеров галереи и Службы волонтеров Эрмитажа.
Камея. Орфей и звери Резчик Алессандро Маснаго (? – 1620 гг.) Милан или Прага. Конец XVI в. Агат, золото; резьба, полировка, литье, ковка, пайка. Диаметр 4,6 см Поступила в 1792 г. из коллекции Джованни-Баттисты Казановы в Дрездене Государственный Эрмитаж Инв. № К 1931 Фотография А. М. Кокшаров
В качестве специальной программы мы планируем представить проект «Эрмитаж 20/21» отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. Впервые мы подготовили Детскую программу Дней Эрмитажа во Владивостоке.
Завершением Дней Эрмитажа станет уже полюбившаяся многим читка величайшего памятника мировой литературы, произведения Гомера «Илиада». «Владивостокская античность. Читаем Гомера», мероприятие, в котором могут принять участие все желающие, а начинает чтение генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Насыщенная программа Дней Эрмитажа во Владивостоке подчеркивает значение проекта создания Центра-спутника «Эрмитаж-Владивосток», делает его заметным событием в культурном пространстве города – столицы Дальневосточного федерального округа.
Камея. Портрет Екатерины II Резчик Джованни-Баттиста Ведер (1742 – после 1808) Подпись на обрезе бюста W.F. Италия, Рим. 1780-е гг. Агат, золото; резьба, полировка, литье, ковка, пайка. 4,0х3,0 см Поступила до 1794 г. Государственный Эрмитаж Инв. № К 1079 Фотография П. С. Демидов