Фото: Екатерина Духинова-Романова

Предприниматель, путешественник, блогер, активный волонтёр Всероссийского общества гемофилии

Не знаю, как жители Приморья ощущают это слово. Для меня, родившегося на Волге, Курилы были чем-то настолько далёким и непостижимым. Стояли в одном ряду с Гавайями, Исландией и ещё дальше. Потому что «цивилизованный» мир даже не знает, что там, на Курилах.

Никто из моего окружения не знал. Слышали только заголовки новостей – эхо войны с Японией. Территориальные претензии. И думали, зачем нам очередной конфликт из-за маленьких островов на краю мира, где никто не бывал и никогда не побывает?

Когда я оказался во Владивостоке, Курилы хотя и стали ближе географически, но понимания о них не прибавилось.
Жители Владивостока знают всё о Таиланде, Бали, Китае, Корее, Японии. Но не про Курилы. Однажды во Владивостоке я встретил девушку, которая была там. Так понимание, что туда вообще можно попасть русским, приблизилось.

Этим летом я побывал на Камчатке и Сахалине. Хотел открыть для себя Дальний Восток. Внезапно, как озарение, ко мне пришла мысль встретить свой день рождения на Курилах.

Я не знал, что там, но интуиция подсказала – туда. Я взял билеты в Южно-Курильск и обратно на свой день рождения. Поделился радостной новостью с побывавшей там подругой. И неожиданно узнал, что «главный» город Курил – Курильск, что островов много и лучше бы я взял билеты на Итуруп, чем на Кунашир.

Эти слова были для меня белым шумом. Я начал спешно менять билеты и выяснил, что авиабилетов в Курильск на мой день рождения уже нет. Чтобы спасти свой план, мы с женой придумали ехать туда на теплоходе. Оказалось, что с Сахалина на Курилы ходят пассажирские суда. Подумав, я понял, что в морском рейсе есть своя романтика. Мы же любим море. Сказано – сделано. 9 сентября мы вышли из порта Корсаков на теплоходе «Адмирал Невельской». Тот самый, любимый нами Геннадий Иванович Невельской, герой Приморья. Шли мимо маяка Анива, любовались закатом, полной луной. Видели стайки медуз, проходящие мимо корабля. Вдали мелькали плавниками косатки.

Теплоход превзошел наши ожидания. Мы думали, что там будут железные старые койки, но каюты были новыми, комфортными. Поездка на теплоходе оказалась отличным приключением! Место в каюте стоит от 3000 рублей. Каюты разных классов, разной степени удобства, на любой вкус и кошелёк.

10 сентября мы прибыли в город Курильск на остров Итуруп. Прошли мимо вулкана Тятя, увидели вдали очертания японского острова Хоккайдо.
Погода была отличной. Жаркий солнечный день, +22–23 градуса.
Жильё на Итурупе мы выбрали сами. Обычную квартиру посуточно на «Авито». На наши даты выбор был небольшим, забронировали последнее. Лето, осень – горячий турсезон на Курилах. Планировать поездку лучше заранее. В порту нас встретил гид на внедорожнике «Тойота» – классика. Мы заселились и осмотрелись, пообедали. Фотографии населённых пунктов на Курилах в Интернете удручающие. Мы готовили себя к плохим условиям, разрухе. Были готовы потерпеть неудобства ради дикой природы и романтики островов на краю мира. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили дороги, ровный асфальт. Чистые новые дома приятных цветов. Скверы и школы. Местные жители обеспеченные, культурные, хорошо и даже модно одеты. Детали удивляли нас всё больше. Яркие цвета вместо серости. Местные жители рады туристам. Отличное кафе с фермерскими продуктами, винной картой со всех уголков мира, поварами и официантами, которые порадовали нас – избалованных гостей ресторанов Владивостока!

Наш гид был настолько гостеприимным, общительным, заряжал нас позитивом, рассказами про Курильск. Про то, как этот прекрасный новый мир родился, развивается и уже готов принять в своё лоно нас – соотечественников с материка. Наше сердце было отдано Итурупу, Курилам полностью, когда на фоне комфорта и благоустройства города мы увидели природу острова.
Буйство красок. Вулканы, термальные источники, пляжи, скалы, водопады, медведи. Более яркие цвета, чем на Камчатке. Живая земля, на которой есть место новым людям. «Приезжай, строй, открывай, отдыхай», – шепчет земля Курильских островов. Это Россия. Такая далёкая, новая, необычная. Остров относительно небольшой. Все достопримечательности рядом. Это хорошо и удобно, не нужно ехать часами. Поездки по Итурупу не утомляют, а заряжают энергией! Термальные источники Итурупа прекрасно организованы. Термы под вулканом Баранского конкурируют с европейскими курортами, порадуют даже самых избалованных впечатлениями туристов. Одно из лучших купаний в моей жизни случилось около Белых скал Итурупа. Белый песок, бирюзовое море, прогретая вода, в которой я провёл минут 20, не замёрзнув. Вид на Белые скалы – вулканическую пемзу. Это было озарение, что-то близкое к экстазу. Максимально яркие чувства. Надеюсь, что и вы приедете туда, почувствуете это.

Жители Итурупа нас удивили своей открытостью, спокойствием. Они не закрывают машины и дома, оставляют в открытых машинах телефоны, деньги, паспорта и не переживают за них. На острове почти нет криминала, воровства. Все знают друг друга. Выезды с острова – морской порт и аэропорт – контролируются. Чужак не скроется от жителей. За неделю на Итурупе мы не встретили ни одного алкоголика! Все жители, кого мы встречали, были приятными обеспеченными людьми, занятыми своим делом, патриотично настроенными. На Итурупе мы впервые увидели медведей в дикой природе. Гид провёз нас по местам, где они бывают, он опытный охотник. Мы наконец увидели этого зверя, символ России, из окна машины, рядом с нами.
Итуруп, Курилы стали для меня открытием года, сравнимым с открытием Владивостока в 2018–2019 годах. Теперь самое важное, что я хочу сказать вам. Дорогие приморцы, Курилы рядом, это Дальний Восток, наша земля. Приезжайте туда, используйте её. Отдыхайте, живите, открывайте бизнес, владейте Востоком!

В этом году правительство запустило на Курилах суперльготные условия ведения бизнеса – 0 процентов налогов почти на всё. Подумайте, возможно, кто-то из вас откроет свой бизнес там или возьмёт землю по программе дальневосточного гектара! Всё возможно.

Я уже запланировал вернуться на Итуруп в сентябре 2023 года, отпраздновать там свой день рождения снова, но уже с друзьями, хочу подарить открытие этого нового мира и вам.