В преддверии Дня коллекционера хотим познакомить наших читателей с теми, кто наряду с музеями и галереями не даёт исчезнуть культурным ценностям. К слову, все они как один отметили, что коллекционирование принципиально отличается от собирательства, хотя имеет общие истоки. Что отличает истинного коллекционера, расскажут наши гости.

Текст: Юлия Аделова

Алёна Смышляева: «Коллекционеры – уникальные люди!»

Коллекционер, антиквар, председатель филиала Союза коллекционеров России в Приморском крае

Фото: Bellomor Fellini

С того момента, когда я первый раз посчитала, что могу назвать себя коллекционером, прошло более десяти лет. Тогда у меня было всего несколько кукол конца XIX века. Но также было твёрдое намерение продолжать расширять свою коллекцию, совершенствовать свои познания в выбранном направлении. Очень важно обладать не просто предметом, а обязательно глубокими знаниями о нём. Именно это отличает настоящего коллекционера от простого собирателя.

На сегодняшний день старинные куклы– это только часть моей коллекции. В ней есть и другие направления, например книги о Русско-японской войне, изданные в начале прошлого века. Есть даже редкие издания, и не только на русском языке. Но куклы – наиболее любимое направление.

Самый сложный вопрос – с чего начинается коллекция. Для этого мало стать обладателем одного предмета. От момента появления первой куклы до начала коллекции прошло несколько лет. Моя профессия связана с антиквариатом. Через мои руки постоянно проходит множество ценных и уникальных объектов искусства прошедших эпох от предметов декоративно-прикладного искусства Востока до антикварных книг. Что-то сразу уходит. А вот кукла пришла и осталась. Ещё и «подруг» привела. Теперь их около 100 живёт у меня. Даже специальное хранилище пришлось организовать.

Я всегда подчёркиваю важность частного коллекционирования. Даже все музеи мира не смогут сохранить культурное наследие во всём его многообразии. Многие предметы давно бы исчезли, если бы не труд коллекционера. Это уникальные люди, которые, не жалея времени и собственных средств, продолжают сохранять историю. В любой коллекции можно найти предмет, который, возможно, остался уже в единственном экземпляре в мире.

Юрий Шпилёв: «Произведениям искусства нужен зритель!»

Работник транспортной компании, член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края, участник творческого движения «Дом Пришвина», участник более 20 художественных выставок. Передал в библиотеки, музеи и галереи городов Артёма и Владивостока 20 произведений искусства, более 100 фотографий, в том числе с автографами советских писателей, и более 300 книг.

Фото: Ирина Шаталова

Коллекция не возникает из пустоты. Для формирования коллекции необходима постановка целей и задач. Для этого надо поразмышлять. Выходит, что коллекция начинается раньше, чем приобретён первый предмет. Коллекционирование – это простейшая форма творческого труда. Надо приложить труд для того, чтобы собрать предметы материальной культуры, и из этого собрания, вероятно, получится коллекция.

Я с детства что-то собирал, а потом раздавал. Самой значительной для меня тогда оказалась «коллекция» марок, значков, вырезок из газет и журналов на авиационную тему. Этот информационный сбор повлиял на выбор профессии. Мой отец Василий Владимирович в молодости посещал художественную студию. В доме были книги по искусству. Я продолжил собирать такие книги. В 1990 г. сформировалось желание собирать произведения изобразительного искусства.

Весной 1990 г. в антикварном магазине у К. П. Буркина я приобрёл икону. Это было чувствительно для семейного бюджета. Иконы собирать не стал, но то, что в начале собрания была икона, вспомнить приятно. Через 27 лет эту икону я вручил сыну в день его свадьбы. В 1992 г. приобрёл несколько акварелей у Владимира Олейникова, приморского художника, темы творчества которого помогли определить выбор направления – формирование собрания живописи и графики приморских художников, объединённых темой малой родины.

Найти, изучить, всеми силами сберечь предметы своей истории, поделиться радостью через выставки, сохранить для новых поколений – главная идея коллекции. Наивысшим достижением или смыслом в коллекционировании считаю передачу коллекции или отдельных произведений государственным музеям и галереям. В этом есть служение. Уверен, что это нужно для малой родины, потому что произведения эти о людях и местах, которые нам знакомы и дороги. Для меня ценность собранного в том, что это не сокровище, скрытое от посторонних глаз, а работающее собрание. Много лет назад Степан Фёдорович Арефин, большой художник, столетие со дня рождения которого отмечается в этом году, поддержал мои начинания в собирательстве и сделал напутствие: «Произведения искусства нельзя прятать от людей! Произведениям искусства нужен зритель!» Надеюсь, что этот посыл может быть для всего мира.

Сейчас всё чаще говорят о необходимости суверенитета культуры. Ведь он был в советском искусстве. Примеры качества: советская мультипликация и родственная ей детская литература. Детская литература – самая важная часть литературы. С неё начинается познавание искусства. Проведите эксперимент: с детьми разложите на полу в большой комнате 30–40 (или больше) экземпляров советской детской книги 1960–1980-х гг. (время её расцвета) обложками вверх – и вы увидите красоту и мастерскую работу художника в оформлении книги.

История – это путь, пройденный народом. Путь труден. То, что достигнуто трудом, необходимо ценить и беречь. История, язык и окружающая природа формируют культуру народа. Значит, необходимо сохранять, беречь традиции и приумножать культуру через народное творчество и профессиональное искусство.

Наталия Савина: «Коллекционирование расширяет кругозор!»

Основатель проекта Hello_vintage

Всё началось с сервиза из моего детства – он до сих пор со мной. С тех пор очень люблю фарфор. Сейчас в моей коллекции есть потрясающие, достаточно редкие сервизы Артёмовского фарфорового завода, Коростенского фарфорового завода, Ленинградского фарфорового завод имени М. В. Ломоносова (ранее – Императорский фарфоровый завод), фарфор чешского производства Thun – президенты многих стран пьют чай именно из этих сервизов.

Меня привлекают необычные, уникальные предметы. Для меня это повод узнать автора изделия, его биографию, проследить творческий путь и, конечно, дополнить коллекцию. Коллекционирование даёт возможность расширить свой кругозор.

К примеру, кофейный сервиз «Снопик» прославил Артёмовский фарфоровый завод и Дальний Восток как в России, так и за рубежом. В 1967 г. сервиз «Снопик» экспонировался на Всемирной выставке «Экспо-67», проводимой в Монреале в честь столетия Канадской конфедерации, – это одна из самых успешных всемирных выставок более чем с 50 миллионами посетителей и 62 странами-участницами. Ещё один интересный факт – оказывается, 23–24 ноября 1974 г. во Владивостоке состоялась историческая встреча лидеров СССР и США Леонида Брежнева и Джеральда Форда (переговоры об ограничении стратегических вооружений). В качестве символа мира и дружбы американскому президенту преподнесли в подарок сервиз Артёмовского завода «Снопик».

Основная идея и смысл коллекции – сохранить эту уникальную красоту. Передать следующим поколениям нашу культуру, традиции, ценности.

Алексей Гранкин и Сергей Черкасов – фото из мастерской Сергея Михайловича Черкасова – приморского живописца, иллюстратора, заслуженного художника РФ. Фото: София Кириллова

Алексей Гранкин:«Я коллекционирую свои ощущения!»

Руководитель ООО «С-Максимум» – комплекса отдыха Club House

Первые картины я приобрёл, выбирая подарок моему близкому другу, который уезжал навсегда из Владивостока. Мой друг – ценитель и коллекционер картин приморских художников. После общения с руководителем галереи «Портмей», профессионального подбора картин для подарка и увиденной восхищённой реакции моего друга возникло моё новое хобби. Вскоре я получил персональное приглашение от галереи на выставку картин. Именно тогда, в октябре 2005 года, мною были приобретены первые картины. С тех пор я регулярно посещаю выставки, изучаю современных художников и их биографии, общаюсь, получаю знания и обогащаюсь новыми впечатлениями. И это помимо радости от приобретения желанных объектов.

Изначально картины приобретались в домашний интерьер, но, так как я уже занимался коллекционированием ретроавтомобилей, параллельно возникла идея создать коллекцию картин приморских художников. В результате сформировалась личная домашняя коллекция, она подчёркивает вкус, создаёт особую атмосферу дома.

Коллекционирование, как любовь, накрыло меня внезапно и навсегда! Мне важно было приобрести, зафиксировать некий момент в творчестве художника и, не взрослея, меняться вместе с ним. Я собираю свои ощущения от работ приморских художников на протяжении всех этих лет. В процессе выставок удаётся пообщаться с самими художниками, с некоторыми из них сложились дружеские отношения.

Коллекционирование – большой труд! Задача не только собрать, но и сохранить. Коллекция – это ещё и наследие. Картины будут передаваться потомкам на протяжении нескольких поколений, а биография «особого предка» – и того дольше. Звучит как заявка на бессмертие (шучу!).

Я очень трепетно отношусь к собранной коллекции и готов расстаться с частью картин только в качестве подарков для друзей и близких людей. Я готов расширять коллекцию и делать её публичной, участвовать в выставках. До начала пандемии я каждый год выставлял свои ретроавтомобили, и жители Владивостока и Приморья могли их видеть в Ночь музеев. Настало время выставить и свою коллекцию картин, что позволит картинам жить вместе с людьми!

Алла Фомичева: «Всё началось с любви!»

Директор Антикварной галереи «Раритет». На базе галереи зарегистрировано региональное отделение Общероссийской общественной организации коллекционеров и любителей открыток «Союз филокартистов

России» в Приморском крае. www.raritetdvr.ru

Фото: Маргарита Березина

Уникальная история Дальнего Востока, нашедшая своё отражение в бонистике, фалеристике, филокартии и других сферах, вызывает огромный неослабевающий интерес в среде коллекционеров. Поэтому можно сказать, что, как и всё в этом мире, всё началось с любви: любви к истории, к этому городу, к коллекционированию, любви к прекрасному… Почти 15 лет мы реализуем наш проект по созданию популярного культурного коммуникативного пространства для коллекционеров, любителей и людей, интересующихся историей.

Любая коллекция – это вложение души, времени и средств. Нам интересно соприкоснуться с различными темами в коллекционировании. На сегодняшний день в залах Антикварной галереи «Раритет» представлены предметы русского и зарубежного антикварного декоративно-прикладного искусства; монеты, боны Российской империи и иностранных государств; тематический материал, посвященный Русско-японской войне 1904–1905 гг.; почтовые открытки различных тематик, в том числе с видами городов Дальнего Востока начала ХХ века и советского периода, конверты; букинистическая литература, фото и документы; самовары XIX века; старинные часы и патефоны; иконы и церковная утварь; знаки и значки, медали и ещё много интересного и удивительного… Коллекция галереи непрерывно пополняется.

У нас у каждого есть своя история – как личная, так и семейная. Культура сохранения истории воспитывается семьёй и обществом. Наша галерея старается показать, как артефакты могут быть «якорями» исторических событий, временных периодов и какой эмоциональный отклик они способны вызвать в душе. Когда держишь в руках открытку, изданную более века назад, вчитываешься в слова, обращённые из прошлого, испытываешь ощущение причастности к небольшой тайне иного мира. Такая визуализация прошлого и является механизмом, запускающим ощущение душевного трепета и рождения эмоционально отклика.

* В настоящее время в Антикварной галерее «Раритет» проходит выставка «Русский Харбин на открытках 1900–1930 гг.», на которую мы будем рады пригласить читателей журнала «Дорогое удовольствие». Здесь также можно увидеть и знаменитые деньги Русско-Азиатского банка периода 1919 г. и попробовать разглядеть скрытое в них послание.