Накануне начала в Приморье сезона подлёдного лова художник Евгений Геннадьевич Лапо и Приморская государственная картинная галерея предложили вниманию зрителей очень лёгкую по форме подачи, по теме и жанру выставку. Тема – пословицы и поговорки на тему рыбалки, стилистическая основа – русский лубок, экспонаты – декорированные надглазурной росписью керамические плитки и тарелки. Центральное произведение экспозиции «Вертикальный мир» – декоративная скульптурная композиция высотой 175 см – вертикальный срез, скан географического «портрета» Приморья. И этот экспонат даёт понять даже непосвящённому посетителю, что к экспозиции нужно отнестись внимательно, что здесь представлены работы серьёзного мастера.

Текст: Наталья Левданская, заместитель директора по научной работе Приморской государственной картинной галереи, куратор выставки

Евгений Лапо действительно серьёзный мастер. Из его биографии многое можно понять. Два образования – архитектурное и художественное, то есть имеется и инженерная, и художественная подготовка. Очень подвижен и внутренне свободен: родился и учился в Красноярске, много путешествовал по Хакасии и Бурятии, с 2001 года обосновался во Владивостоке. Много чего испытал: подъёмы на горные вершины, погружения в морские глубины, дальние плавания на яхте, пешие путешествия…
Увлёкшись керамикой, Евгений Лапо стал деятельным пропагандистом и «продвигателем» этого вида декоративного искусства в крае. Не все знают, что в советскую эпоху художники по фарфору и керамике очень активно и успешно работали в Приморье – на фарфоровых заводах в Артёме и Владивостоке, на керамической фабрике в Спасске; получали дипломы, призы и награды на международных фестивалях и выставках. Но в 1990-е предприятия прекратили своё существование, художники-керамисты, кто переквалифицировался, кто уехал…

А сейчас мы живем, можно сказать в эпоху приморского керамического Проторенессанса. И происходит он во многом благодаря творчеству, педагогической и деловой энергии Евгения Лапо. «Летние школы керамики», пленэры, проводимые в помощь студентам Владивостокского художественного училища, стали ежегодными мероприятиями.
Сегодня на них приглашаются студенты творческих специальностей, художники, работающие в разных видах искусства, иностранные коллеги; совместные экспедиции с известными приморскими археологами, научно-исследовательская работа –
всё это способствует закладыванию фундамента для возрождения и развития на современном уровне искусства керамики в Приморье.

Выставку «Чей берег –того и рыба!» можно определить как шутку серьёзного художника или как ещё одно проявление внутренней свободы автора. После больших панно, посвящённых 150-летию со дня рождения В. К. Арсеньева (выставка «Тайга. Арсеньев. Узала» в ПГКГ), чудесного «атмосферного», как сейчас говорят, диптиха «Дворики Миллионки» (XIII Региональная выставка «Дальний Восток», Улан-Удэ) Лапо-художник обращается к созданию серии из 27 небольших плиток, объединённых темой пословиц и поговорок о рыбалке, рыбаках и всего, что с этим связано. А Лапо-архитектор, заботясь об организации пространства экспозиции, добавляет несколько более крупных круглых тарелок и создаёт скульптурную композицию «Вертикальный мир» – гимн Приморскому краю, символ Приморского края!

Форма подачи декоративных композиций весьма традиционна – это печные изразцы, которые могут быть использованы для облицовки каминов, печей, стен; узоры, украшающие углы каждой плитки, повторяются в каждой, и, если сложить вместе хотя бы четыре из них, это сразу станет очевидным. Вот оно – настоящее декоративно-прикладное искусство! Хотите или нет, в нём художественное творчество и высокое ремесло – две стороны одной медали: где начинается первое и заканчивается второе, порой трудно (а может, и не нужно?) определить.

За время работы выставки Евгений Лапо провёл четыре встречи со зрителями, посвятил их в сложности и тайны огненного искусства керамики. Это было настолько захватывающе, что некоторые сразу заявили о своей готовности следующим летом принять участие в пленэре на юге Приморья (0+).