Камнерезная композиция «Райский фонтан»

Виктор Моисейкин – художник, дизайнер, ювелир, основатель Ювелирного дома MOISEIKIN (1993) в Екатеринбурге. Вдохновляясь коллекциями прошлых столетий, продолжая и переосмысливая их, он создаёт новую архитектуру ювелирных украшений. В этом году Ювелирный дом MOISEIKIN отмечает 30-летие. Коллекции украшений и предметов интерьерного искусства MOISEIKIN можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее.

Текст: Валерия Павлова, куратор выставки

Фаберже и традиции

– Когда говорят о русском ювелирном искусстве, прежде всего вспоминают Фаберже. Вы ощущаете какую-то связь с его творчеством?
– Великие мастера всегда влияют на тех, кто приходит после них. Фаберже для меня – это новаторство во всём, умение передать дух «русскости», душу времени. Фаберже – это смелые технические решения в проработке деталей, в обработке металла, использовании необычных материалов, необычных тем.

Восхищает его умение работать с людьми, для которых он делал украшения: понять их, почувствовать, иногда выразить в драгоценностях невысказанное. По-другому просто невозможно создать произведение, которое люди будут любить по-настоящему. Значительная его заслуга в ювелирном искусстве в том, что он смог убедить всех вокруг, что ценность его произведений значительно выше цены используемых материалов и просто технической работы по изготовлению. То есть идея, мысль, которую выражает предмет искусства, которыми бесспорно являются коллекции ювелирных украшений и предметов интерьерного искусства, мастерство выполнения работы, совершенство в деталях – всё это позволяет говорить о том, что перед нами предмет искусства, цена которого только растёт со временем.
Надеюсь, в этих направлениях я продолжаю его традиции. Мир изменился. Однако при всех переменах неизменной осталась потребность людей в творчестве, потребность выражать свои чувства, желание дарить и получать подарки. Мы сохраняем традиции прошлых столетий. Например, вы можете увидеть в Приморской картинной галерее флоральные композиции из нефрита, кварца, яшмы, родолита, инкрустированные бриллиантами и сапфирами. Такие подарки выбирал для своей супруги Марии Фёдоровны Александр III. MOISEIKIN переосмысливает традиции прошлого, привнося в них инновации современной ювелирной архитектуры и дизайна.

– Есть у вас любимый камень?
– Я люблю все камни, их невозможно не любить. И каждый из них не похож на другой – совсем как люди. У каждого есть душа, настроение и своя красота. Их нужно чувствовать и видеть, чтобы показать их так, как никто другой.

– Как рождаются украшения? Вопрос банальный, но всегда интересно узнать секреты творца.
– У меня есть собственный алгоритм: в работе должно быть четыре «м». Первое – мысль, вдохновляющая идея. Второе – материал, с помощью которого я эту идею реализую.Третье – это мастерство: какой бы прекрасной ни была идея, должно быть высокое искусство воплощения. И четвертая «м» – это Моисейкин. Идеи для вдохновения я нахожу в мире, культуре, традициях, природе, садах и полях, где растут цветы, которые я очень люблю. Я провёл около 15 лет в Японии. Даже немного учил японский язык – мне показалось это невероятно сложным! Разве могут не вдохновлять восхитительные сады Японии, цветы сакуры, хризантемы, магнолии, орхидеи? Так родилась коллекция Ran Opal. Это название означает «цветок орхидеи» в переводе с японского языка. Моим соавтором стала Теруко Окамото, директор международного направления MOISEIKIN International Ltd. В коллекции используются редкие по красоте австралийские опалы, бриллианты и золото. Ещё один источник для вдохновения – это картины Винсента Ван Гога. Именно его искусством навеяны образы коллекции VINCENT, «Звёздная ночь», «Подсолнухи», «Цветение миндаля».

Подарок для мамы

– Читала историю, что на ювелирной выставке в Лондоне нынешний король Великобритании – тогда ещё принц Чарльз, которого вы не узнали, – купил у вас «подарок для мамы»?
– Да, правда. А совсем недавно нам заказывали подарок королю Саудовской Аравии. Для подарка великой актрисе Катрин Денёв мы сделали флоральную композиция в виде розы. Образ розы был навеян «Маленьким принцем» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Нам часто делают заказы на подарки для особенных случаев и особенных людей. Помимо того, что наши ювелирные украшения – это всегда особенный подарок.

– Когда смотришь на украшения, часто хочется купить всё и сразу, но не всегда можно всё купить. Как ювелир, художник, дизайнер посоветуйте, как делать выбор?
– Не секрет, что выбор человек делает в первые секунды, выбирая сердцем. Потом ему нужны лишь аргументы разума. Интуитивно мы всегда понимаем, что и кто нам нужен. Наше или нет. Нужно, с одной стороны, научиться доверять себе и чувствовать своё сердце, вибрации его и произведений. С другой – важно обладать знаниями и – желательно – опытом для оценки выбора. Если вы можете позволить себе выбирать только сердцем, то это здорово и достаточно. Если вы хотите иметь гарантии с точки зрения инвестиций, то лучше обратиться к экспертам.

Постоянное посещение аукционов, музеев, статьи о ювелирном бизнесе и рынке формируют насмотренность и определённый опыт, это поможет выбрать то, что вы ищете. Если нет, то вам нужна помощь экспертов, которые не один год своей жизни посвятили этому занятию. Вместе с партнёрами мы создали ювелирный клуб ZLT. Здесь вы можете узнать всё о драгоценных камнях и о тенденциях в мире ювелирных украшений, приобрести редкие камни.

– А что делает просто дорогое украшение произведением искусства?
– У произведений ювелирного искусства, созданных из драгоценных материалов, двойственная природа, как у фотона света. Ювелирные украшения, которые я создаю, с одной стороны, частица, с другой стороны – это волна. «Частица» – это материалы, то есть драгоценные камни, золото. «Волна» – эмоция, вложенная в создание украшения. Произведением искусства украшение или предмет интерьерного искусства делает, во-первых, история, связанная с ним. Ваша личная история, когда мы говорим об эмоциях, связанных с этим предметом или украшением.

Во-вторых, авторская работа известного ювелирного дома или мастера с мировым именем, чьи коллекции представлены в музеях. И конечно, драгоценные камни и металлы, которые являются уникальными. Но главное – это оценка независимых экспертов, выставки в музеях и продажи на аукционах, где и происходит оценка работ.

Как заставить бриллианты вальсировать

– Вы человек успешный, есть множество наград, счастливых клиентов, магазины, выставки, признание. А что из ваших достижений для вас дороже всего? Не самое престижное, а самое важное?
– Спасибо за ваши слова, это очень важный вопрос. Я давно хотел изменить схему жёсткого крепления драгоценного камня, ведь драгоценные камни, особенно бриллианты, – это источники света. Как дать возможность этому свету сиять ещё ярче? И пришёл к конструкции, которая максимально открывает все его грани. Так выглядит подлинная любовь, когда, желая лучшего для любимого человека, мы перестаём его ограничивать. Мы не сжимаем ладони и объятия, а отпускаем и раскрываем их, подобно «русской закрепке».

Такой закрепки никогда не существовало в истории ювелирного искусства. Закрепка «Вальсирующее сияние» – это визуальный язык, понятный всем. Это открывает новые возможности, которые окрыляют меня, – трепет волны, дыхание цветка, движение птицы. Мне удалось найти свой способ выражения себя как дизайнера и ювелира, свою манеру написания, свой стиль. Во всём мире MOISEIKIN известен в первую очередь как создатель именно «русской закрепки», или Waltzing Brilliance, что значит «вальсирующее сияние». MOISEIKIN впервые применил такой приём.
Поэтому для меня это не просто технология, в этом есть глубокий смысл любви. У меня даже стихотворение об этом есть: «Цветы как будто сотканы из света, остатки рая, символ чистоты…» Сплести цветы из света – как? И идея пришла. В том числе из любви. Из любви к русскому балету. Как у Пушкина: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна…» Я мечтал о том, чтобы камень имел лёгкость, сияние и свободу движения балерины. Чтобы свет играл, отражаясь, подчёркивая все грани драгоценного камня. И я думаю, мне это удалось. (Улыбается.)