Фото: Анатолий Озарто

Художественный руководитель Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Российской Федерации, президент Приморского краевого фонда культуры, почётный гражданин города Владивостока, лауреат российской национальной премии «Золотая маска»

Текст: Юлия Аделова

Про корни
Я родился в глухой деревне – селе Амурзет в Еврейской автономной области. Мои родители приехали сюда в 1932 году по комсомольской путёвке осваивать село. До ближайшего города Биробиджана можно было доехать на телеге, дорога туда и обратно занимала пять дней. Ну, глушь, тайга… И здорово! Никто не мешал, и никто не вмешивался.

Нас было три брата, старший – Аркадий, средний – я и младший – Семён. Моя мама, Фаина Ароновна, работала воспитателем в детском саду, а здесь, в Амурзете, устроилась кассиром в местный кинотеатр. Отец, Самуил Григорьевич, работал трактористом. К слову, в школе я тоже получил специальность «тракторист-слесарь». Помните, в старших классах ввели обязательную практику? Ну вот, мы её тоже проходили, помню, как зимой окоченевшими руками по локоть в масле мыли двигатели.

Выбор профессии
Всё началось с… кино. Благодаря маминой работе (напомню, мама была кассиром в кинотеатре) я погрузился в этот волшебный мир. Телевизоров у нас тогда ещё не было, зато был маленький сельский кинотеатр с залом всего на пятьдесят мест. Я приходил в кинозал и тихонько садился на ступеньки, чтобы не занимать место. А на экране была красивая, неведомая, восхитительная жизнь.

До сих пор помню фильм «Искатели счастья» с Вениамином Львовичем Зускиным в главной роли. Фильм о евреях-переселенцах, которые едут из Соединённых Штатов в Биробиджан за мечтой в поисках лучшей жизни. Там есть классная сцена: когда они идут на пароходе по Амуру, один из пассажиров подходит к капитану и спрашивает: «Скажите, а сколько стоит такой пароход?» – «Вам зачем?» – «Да так, просто!» То есть они наивно предполагали, что смогут жить там богатой жизнью, покупать пароходы и т. д., а приехали – тут непроходимые болота, мошкара и ни одного дома!

Я ходил в кино на все фильмы и так был захвачен этой магией, что загорелся мечтой поступить в институт искусств, о чём и сообщил родителям. Мама восприняла эту новость как мама, она меня очень любила и, конечно, поддержала. А папа настолько любил маму, что не мог ей возразить. Так благодаря двум любящим людям я уехал из села и оказался во Владивостоке. Это был 1965 год. Я поступил в Дальневосточный государственный институт искусств (ныне ДВГИИ) на театральный факультет и в 1969 году окончил его, получив специальность «актёр драматического театра и кино». А в 1979 году я окончил ГИТИС по специальности «режиссёр-постановщик» под руководством народного артиста РСФСР Н. И. Басина.

Театр – храм, а сцена в нём алтарь…
Если бы не было театра, то не было бы труппы, если бы не было труппы, то не было бы зрителя, а если бы не было зрителя, то не было бы театра. Вот такой круговорот, где всё взаимосвязано. Полвека я служу театру, и полвека я служу зри-те-лю! Это такое успокоение, когда ты заходишь в зрительный зал и просто взрываешься чувством признательности, что вы здесь. Что вы есть.

Мой дипломный спектакль – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Я умудрился играть лётчика с талантливым Сашей Михайловым. Мы вместе учились, и я этим очень горжусь. Время было очень хорошее, трудное невообразимо, но светлое.

Спектакль, который высечен на стене моей памяти, – «Рядовые» Дударева – это была постановка ко Дню Победы, мой первый спектакль, который я поставил как главный режиссёр театра. Но главный спектакль, который остановил время и который идёт вот уже 22 года – «Поминальная молитва». Это, конечно, масса встреч, впечатлений, знакомство с гениальным Григорием Гориным, это спектакль-судьба.

Из предстоящих премьер – новогодняя сказка «Щелкунчик» будет представлена уже в декабре. К юбилею писателя Александра Островского режиссёр Сергей Руденок подготовит постановку «Бешеные деньги». Её планируют показать зрителю до Нового года. А весной 2023 года я планирую две ярких премьеры – мюзикл «Не Сильва, не оперетта» И. Кальмана и глубокую постановку о судьбе известной советской певицы Лидии Руслановой «Босиком по снегу» (по пьесе Елены Исаевой и Ольги Михайловой).

Пьесы мечты… Их так много, что даже не хочу успевать и торопиться… Я бы хотел поставить «Идиота» Ф. М. Достоевского, я бы снова хотел вернуться к «Гамлету» Шекспира – я называю сейчас те ценности, которые непоколебимы! Правда в том, что я никогда не поддавался этим экспериментальным веяниям, я не ставил опытов, мне неинтересно показывать голую пятую точку… Все эти понятия «хайп», «тренд», «эпатаж» – не про театр. Театр не бывает в тренде, театр бывает в серьёзной драматургии, в серьёзной режиссуре и в серьёзном актёрском составе!

Поэтому я повторяю снова и снова – не понтуйся, не надувай щёки, не пытайся казаться умнее, чем ты есть, как по завету: чти отца своего, чти мать, а на сцене – священнодействуй иль убирайся вон!

Фото: Наталья Миронова

Моё богатство
Мадина, моя Диночка, моя жена, она как-то сумела меня причастить на счастье. Огромное счастье, когда ты идёшь домой с таким сильным желанием, зная, что там тебя ждёт она! Она не отторгнет тебя, приблизит, окутает нежностью, отогреет. Я всегда согрет равно как теплом дома театра, так
и теплом моего дома.

Моё богатство – мои дочери, это очевидно. Я счастлив, что они тоже пошли по творческой стезе и по велению сердца. Моя старшая дочь Инна отдала предпочтение музыкально-театральному искусству, ныне она солистка Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под управлением Дмитрия Бертмана. Инна часто прилетает сюда, помогает мне в наших музыкальных постановках в Театре Горького, работает с труппой как педагог. И мне очень приятно, что и моя младшая дочь Соня тоже подходит к этому пути, выбрав профессию режиссёра театра и кино.Конечно, это родители, которых в живых уже нет, но благодаря им я есть. Я надеюсь, что они там, на небесах, наблюдают за мной. Я бы этого очень хотел.

И безусловное богатство – моя профессия, театр – мой второй дом, и главное – прохождение вот этих почти полвека жизни с театром, с труппой артистов, всё это дорогого стоит, что тебя признали, тебя приняли, что люди, с которыми ты здороваешься, которых обнимаешь – они с тобой и за тебя. Что в театре здоровая атмосфера, что это живой театр, живой тёплый дом.

Я сейчас говорю вещи такие понятные и простые, как «я люблю тебя», «здравствуй», «дочь», «позвони», «как твоё самочувствие»… Вот это беспокойство, вот эта забота – это самое большое богатство, которое ты для себя определил. Простое, понятное и при этом самое ценное. Есть вещи, которые не заменишь дорогим костюмом, цацками, машинами-домами-пароходами – всё это лишь благодаря. А благодарность – это тайна, которая принадлежит тебе одному, об этом не разглагольствуют, а хранят вот тут, в сердце (говорит шёпотом. – Прим. авт.). Молчание – это тоже разговор. Свет создаётся темнотой. Звук создаётся тишиной.