Театр Горького – это история, традиции, великолепный коллектив и неподражаемый худрук. Вот уже 90 лет старейший академический театр Приморья производит… любовь. И эта любовь взаимна. С юбилеем, любимый театр!

Текст: Юлия Аделова Фото: Павел Ванифатов

Фото: Наталья Миронова

Александр Запорожец

  • В 1970 году окончил театральный факультет ДВПИИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • 1970–1971 гг. – актёр театра КДВО г. Уссурийска.
  • 1971–1979 гг. – актёр Краевого драматического театра им. М. Горького.
  • 1979–1984 гг. – актёр Драматического театра г. Комсомольска-на-Амуре.
  • С 1984 г. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
  • В 1995 г. присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Моё знакомство с театром началось с моего учителя Евгения Михайловича Шальникова, легенды театра, народного артиста России. Я занимался у него в Доме пионеров на Лазо. Приходил к нему в гримёрку и впитывал, наблюдал. Потом была практика в театре, когда я учился в институте. Потом, после службы в армии (я служил в уссурийском военном театре), Шальников позвал меня сюда, в Театр Горького. Юрий Чернышёв тогда был главным режиссёром. А с Ефимом Звеняцким мы вместе были педагогами в институте искусств. Я был руководителем курса, а он преподавал актёрское мастерство. И он захотел на моём курсе поставить дипломный спектакль «С любимыми не расставайтесь». Это был потрясающий спектакль! И мы с тех пор с ним неразлучны! И в Комсомольске, и здесь, и всегда!

Театр начинается с вешалки! И это не только вешалка в гардеробе для зрителя. Для актёров на моём курсе есть упражнение «Вешалка». Актёры не просто переодеваются в тренинговую форму в этом упражнении, они осознанно вместе с одеждой снимают всё ненужное и одевают внутренне и внешне себя, готовят себя. Театр начинается с вешалки – это означает, что в театре нет ничего случайного. Всё должно быть на своих местах. Иначе мы теряем зрителя, теряем культуру театральную. И Звеняцкий это очень хорошо понимает и блюдёт. Он может ругаться, если видит какую-то небрежность, но неизменно доносит, что в театре пустяков не бывает!
Никогда не забуду, как… на гастролях в Москве великий Михеев играет Ивана Грозного, великий Вадим Янович Мялк играет патриарха вот с такой бородой. Вылетает из спальни Иван Грозный в ночной рубашке, хватает крест патриарха и говорит: «Целуйте государство на верность сыну моему!» – и… вместе с бородой срывает! А мы в массовке стоим на коленях, благо что спиной к зрителю и не видно, как мы смеёмся. Только слегка колышутся кафтаны.

Зритель – это третий творец в театре. Первый – драматург. Второй – труппа. И третий – зритель. И мы должны его втянуть в творчество. Если мы его втягиваем, тогда и состоится театр. Театр – это о человеке через человека и для человека.

Валентин Запорожец

  • В 2002 г. окончил театральный факультет ДВГАИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • 2002–2004 гг. – актёр Камчатского театра драмы и комедии.
  • 2004–2005 гг. – актёр Московского областного драматического театра им. А. Н. Островского.
  • С 2005 г. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.

Театр Горького начался для меня ещё в детстве, в пятилетнем возрасте. Я приходил сюда со своим папой и даже ездил с театром на гастроли. А в уже более сознательном возрасте начался в 1999 г., когда начали ставить «Поминальную молитву». Я был студентом Дальневосточной государственной академии искусств, и мы были тем курсом, с которым начали ставить этот спектакль. Помню свой первый день, было ощущение, что прикасаемся к чему-то такому большому, серьёзному. Мы приходили сюда в неурочное время, после занятий и репетировали-репетировали-репетировали. Разучивали этот знаменитый танец с бутылками (бутылки были настоящие, стеклянные) и так радовались, что у нас получается! Тогда мы даже не подозревали, что этот спектакль будет идти 22 года.

Никогда не забуду, как… В день спектакля «Мастер и Маргарита» перед выходом на сцену я был в гримёрке и решил перекинуться парой фраз с Лёней (он у нас главный по видеопроекциям), и мы так увлеклись, что я очнулся, только услышав в трансляции голос Марины Волковой: «Валя! Валя-а-а, ты где?!» И тут я понимаю, что сцена уже началась и Денис Неделько там сейчас один отыгрывает сцену в сумасшедшем доме. Я бегом туда! Добегаю и понимаю, что на мне полукостюм, а Мастер обязательно должен быть в пальто. Бегу назад, беру пальто и снова бегу на сцену. Добегаю и понимаю, что в гримёрке осталась шапочка Мастера, а она обязательно должна быть! И я бегу за ней. Пока я бегаю туда-сюда, Денис с бешенными глазами бегает по сцене и кричит: «Я не больной! Я не-е-е бо-о-о-льно-о-о-ой!» Вся банда Азазелло во главе с Сергеем Лисинчуком, чтобы спасти ситуацию, вылезает на сцену и вторит ему: «Ты пси-и-их, ты больной». Это очень полезная вещь, кстати, такая актёрская акробатика. Когда что-то идёт не по плану и тебе надо срочно импровизировать, на энергии стресса такие резервы включаются, о которых ты и не подозревал.

Любимые цитаты худрука: «Валя, балуйся!» Вторая: «Вспомоществляйте друг другу!»

Валерия Запорожец (Брюханова)

  • В 2011 г. окончила театральный факультет ДВГАИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • С 2011 г. – актриса Приморского академического краевого драматического
  • театра им. М. Горького.

Для меня театр начался со знакомства с барабанной установкой! Меня сразу стали вводить в спектакль «С любимыми не расставайтесь» на роль Кати, а Катя с самого начала играет на барабанах! И я два месяца упорно познавала этот инструмент. Зато поняла, что в театре придётся уметь всё.

У нас есть традиция на спектакле «Поминальная молитва» поздравлять именинников с днём рождения. Пьём чай в антракте и лопаем тортики, так душевно!

Дружба в театре существует! Моя лучшая подруга – актриса Мария Федюченко! Мы с ней очень давно дружим, и это настоящая дружба.

Конкуренция есть, естественно, она двигатель прогресса. Только так можно добиваться лучшего результата. Но я сейчас о здоровой конкуренции, не о пакостях и подставах!

Никогда не забуду, как… Играли мы сказку «Финист – Ясный сокол», я играла роль бабки-ëжки… Там была сцена, когда я из люка в полу на авансцене в самый ответственный момент схватки Финиста и Кощея должна вытащить меч-кладенец, и Финист победит им Кощея. Подхожу я к люку, схватка в самом разгаре, а люк закрыт! С обратной стороны! Всё, меча нет, Финист победить не может, мы все умрём, и я бегу за сцену, хватаю первое попавшееся, а это были нунчаки! Выбегаю, кричу Финисту: «Соколик, лови нунчаки, души злодея!» Ну конечно, все раскололись, хохочем, но побеждаем Кощея!

В этом году особенно запомнились гастроли в Якутск. Было здорово. Другая культура, оленина (мы ели только блюда из оленины!), бриллианты и, конечно, потрясающий, благодарный зритель.

Любимая цитата худрука: «Всё очень хорошо, работа проделана большая, НО ТАК НЕ БУДЕТ!»

Николай Тимошенко

  • В 1978 г. окончил театральный факультет ДВПИИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • 1978 г. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
  • 1980–1982 гг. – артист Драматического театра г. Комсомольска-на-Амуре.
  • С 1982 г. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
  • В 1999 г. присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Мой первый день в Театре Горького был на третьем курсе института – меня пригласили сюда на роль Метелицы в спектакле «Разгром» Фадеева. Очень мощный спектакль, тогда даже Армен Джигарханян приезжал по просьбе Табачникова (он был главным режиссёром), он играл главную роль. Потом уже начались вхождения в эпизодические роли. Потом были гастроли, два года службы в армии (я служил на флоте), потом я поехал к Звеняцкому в Комсомольск (он тогда только принял там пост худрука и собирал всех своих ребят). Отработав там два года, я вернулся сюда. Позже уже вернулись остальные, и Звеняцкий принял Театр Горького в 1984 году.

У нас хорошая добрая традиция – поддерживать выпускников, приходящих сюда. Мы за ними как-то так бережно следим. А ещё мне нравится, что в театре продолжается до сих пор традиция собираться. В театре есть дружба. Тому есть примеры!

Никогда не забуду, как… Был такой у нас спектакль «Месяц в деревне». Мы играли там вместе с Володей Сергияковым. И в какой-то то момент я стою, а он передо мной, повернувшись ко мне спиной, разговаривает. У меня слов нет, я просто стою и слушаю. И вот я стою и думаю: «А чего я его слушаю? Я же могу уйти, и пусть он себе говорит». Не как актёр, а как персонаж думаю. И ухожу. Володя договаривает свой монолог, поворачивается и видит пустоту. Надо было видеть его лицо!
В этом году мы сделали спектакль «Рождественские грёзы». В профессиональном отношении, конечно, это больше всего запомнилось. Рад, что мы выбрали эту пьесу. Это хорошая, трогательная вещь, тёплая. То, что сейчас нужно.

Театр — это дом! Семья. Раньше я воспринимал эти слова иначе, я не люблю пафоса. А вот буквально совсем недавно я стал ощущать, что это действительно моя вторая семья. Мой дом. Что это нечто другое, большее, чем если бы я работал на заводе.

Цитата худрука: «Играй на свою зарплату!»

Пожелание театру: дожить до столетия. Хочу, чтобы история нашего театра сохранилась в веках. Зрителю – здоровья. Пусть, вопреки всем треволнениям, всё будет хорошо.

Владимир Сергияков

  • В 1977 г. окончил театральный факультет ДВПИИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • 1977–1979 гг. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
  • 1979–1984 гг. – актёр Драматического театра г. Комсомольска-на-Амуре.
  • 1984–1985 гг. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
  • 1985–1986 гг. – актёр Государственного русского драматического театра г. Улан-Удэ.
  • 1986–1990 гг. – актёр драматического театра г. Комсомольска-на-Амуре.
  • С 1991 г. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
  • В 1998 г. присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
  • В 2011 г. присвоено почётное звание «Народный артист Российской Федерации».

Театр Горького начался для меня 10 октября 1975 года. Будучи студентом третьего курса, я пришёл на эту вот сцену, меня привёл Ефим Семёнович Звеняцкий. Тогда был главным режиссёром Ефим Давыдович Табачников. Меня ввели в спектакль «Пять вечеров». А спустя два года (45 лет назад) мы так же, как сегодня, готовили юбилейный вечер театра. Мы вели этот вечер с Анатолием Владимировичем Бугреевым (светлая память).

Никогда не забуду, как… Мы были в Киеве на гастролях в 1985 году. И был у нас по плану спектакль «Рядовые», там у меня огромная роль была. И я перепутал время и уехал на рыбалку на Днепр с другом. И вместо меня играл Ефим Семёнович. Он бегал с пулемётом по сцене, и, когда падал, помрежи ползали под станками и раскладывали текст. Уже потом, спустя время, он мне сказал: «Я думал, что я умру!» Потому что роль была огромнейшая. Но он, конечно, справился.

Про мистическое. Это случилось на гастролях в Якутске. Меня пригласили на утренний прямой эфир на телевидение. Я пришёл, познакомился с ребятами, девчатами, меня проводили в комнату отдыха, налили кофе, сидим мы с пресс-секретарём Наташей, разговариваем. Заходят. Говорят, что через десять минут эфир. Хорошо, ждём. Через десять минут заходят: «Ради бога, извините, технические неполадки, решаем». Ждём. Проходит 20 минут, заходит человек и говорит: «Я вынужден извиниться, но абсолютно всю аппаратуру выбило на телевидении, никто не может понять, что произошло. И Наташа, пресс-секретарь, поворачивается и говорит: «Ну а что удивительного! Театр сегодня открывается «Мастером и Маргаритой» Булгакова. А у вас в студии сейчас сидит Воланд. И чего вы ожидали?!»

Любимое про театр: «Ещё ни один спектакль от репетиций не становился лучше!» – это слова великолепной актрисы Татьяны Пельтцер. Она сказала их Марку Захарову в театре Ленком.

Цитата худрука: «Танцуйте, не танцуя! Играйте, не играя! Пойте, не поя!»

Сергей Лисинчук

  • В 2004 г. окончил театральный факультет ДВГАИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • 2004–2017 гг. – актёр Драматического театра ТОФ.
  • С 2017 г. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.

Я открыл для себя Театр Горького на первом курсе института в 2000 году, когда пришёл и увидел спектакль «Шум за сценой». Бывали в жизни ситуации, когда я смеялся до слёз, но смех до слёз во время этого спектакля мне запомнился навсегда. Уже прошло 22 года, а я до сих пор помню свою первую реакцию и этот смех. И всё, тогда и родилась любовь. Да, потом была работа в другом театре, мне казалось, он такой студийный, но Академический театр имени М. Горького для меня всегда оставался планкой, к которой стоит прийти, почувствовать её, достичь. Мой первый день знакомства с труппой случился сразу после первого сбора, в этот день я сразу вышел репетировать ввод в «Эдит и её демоны» в ролях администратора и немецкого офицера. Помню, были ощущения, что я вступил во что-то глобальное, великое и что этот путь будет далёким и светлым.

Из любимых театральных традиций – во время спектакля «Эдит и её демоны», пока актриса Наталья Овчинникова (Эдит) поёт, актриса Марина Волкова ходит по залу и собирает деньги. Эти деньги Марина собирает в течение нескольких сезонов. А потом мы собираемся всем коллективом спектакля и идём их тратить. Деньги настоящие. Сколько зритель не пожалеет – всё наше!

Никогда не забуду, как… лишился зубов на сцене! (Улыбается.) В спектакле «Собачье сердце» мой персонаж Швондер со вставными зубами, такой а-ля крыса. На этой теме они с Шариковым и сдружились, что оба против кошек. И вот у меня эти искусственные зубы во время сцены вылетают мне прямо в руку. Зритель это увидел, потому что мы стояли на авансцене, и начал хохотать. Партнёры сзади тоже смеются. Ну, меня расколоть сложно, я ещё помню тренинги в институте на держание серьёза. Я начал играть, шепелявить, то есть доигрывать сцену без передних зубов. От этого зрители и актёры стали хохотать ещё больше. В завершение я подошёл и торжественно подарил эти зубы Шарикову: дескать, держи! Такая импровизация.

Любимая цитата худрука: «Девочки, встаньте в мизансцену, где вы женщины!»

Любимое про театр: «Режиссёр в театре – бог, но все артисты – атеисты».

Наталья Крюкова

  • В 1998 г. окончила театральный факультет
  • ДВГИИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • С 1999 г. – актриса Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.

В театр я впервые попала, учась на втором курсе нашего института искусств. Юлий Изакинович Гриншпун тогда ставил здесь спектакль «Мафиози». И нас, второкурсников, взяли в нём танцевать. У меня даже был сольный номер.

Никогда не забуду, как во время спектакля «Дракула», поставленного американцами, мы устроили розыгрыш. Случайно совпало, что спектакль мы играли 1 апреля, в День смеха. И мы с актрисой Викой Марченко решили подшутить над главным героем – персонажем Джонатаном Харкером, тогда его играл Андрей Бажин. А Николай Петрович Тимошенко исполнял главную роль– графа Дракулы. На авансцене заранее готовился чемодан, по сюжету, Джонатан Харкер – молодой риелтор –
приезжает в Румынию к графу Дракуле с целью продать ему недвижимость в Англии. И Андрей Юрьевич сразу отыгрывал этот чемодан, что он очень тяжёлый, в нём так много вещей. Что он едва волочит его по авансцене из одной кулисы в другую. Так вот, мы с Викой Марченко положили в этот чемодан 15-килограммовую грузку, которая держит кулисы. Ну, пошутить решили. И Андрей Юрьевич, не проверяя свой реквизит (уже много лет спектакль идёт), выходит с текстом на авансцену. Хватает чемодан и… понимает, что над ним подшутили. Что чемодан не пустой, и он тяжёлый. Но главный курьёз заключался в том, что в сцене, когда он с трудом волочит чемодан, к нему обычно подходит Дракула-Тимошенко и подхватывает чемодан одним пальцем. Что создаёт ощущение, что чемодан сам лавирует по воздуху. И вот эта сцена, Николай Петрович протягивает руку, а Андрей Юрьевич ему и телом, и мимикой, и текстом говорит: «Пожалуйста, осторожно, он тяжёлый!» Николай Петрович смотрит на него снисходительно, как он делал это всегда, и говорит: «Да-да, конечно. Ничего страшного, мой друг!» – и берёт чемодан одним пальцем. И… чемодан падает (в нём 15 кг!), он его ловит, смотрит на Андрея, а тот смотрит на него и говорит: «А я предупреждал!» С тех пор у нас, если что случится, идёт эта фраза: «А я предупреждал!»

Цитата худрука: «Наташка, улыбайся, впереди целая жизнь!» Я вспоминаю её в минуты грусти или бессилия. И она даёт мне силы.

Александр Славский

  • В 1977 г. окончил театральный факультет ДВПИИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • 1977–1978 гг. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
  • 1979–1985 гг. – актёр Драматического театра г. Комсомольска-на-Амуре.
  • С 1985 г. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
  • В 1994 г. присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
  • В 2007 г. присвоено почётное звание «Народный артист Российской Федерации».

Самое начало – это когда мы студентами пришли в массовку в спектакль «Разгром» Фадеева. Мы учились на третьем курсе. А начало уже как профессионального актёра – по окончании вуза – спектакль «История одной любви» – это был первый мой спектакль, и сразу главная роль. Я играл молодого журналиста, максималиста Сергея Крутова. А ставил этот спектакль Ефим Звеняцкий.

Мне нравится, когда мы все собираемся вместе в неформальной обстановке. Ефим Семёнович вывозит нас к морю, на Шамору или в другое место, или приглашает к себе в гости в дом. Когда мы отмечаем вместе День театра, сбор труппы и др. Атмосфера, которая сейчас царит в театре, очень добрая, человеческая. Здесь все поддерживают друг друга: старшее поколение – молодое поколение, и наоборот. Мы – одна большая семья. Ефиму это удалось создать.

Никогда не забуду, как… Мы с Сергияковым играли спектакль о войне
для подростков. Дело было в Комсомольске. Мы играли двух друзей – двух школьников-выпускников, и вот одного берут в армию, а другого нет. А почему не берут второго, не было прописано. И мы выходили вместе с Володей на сцену, он (его персонаж) переживает, что его не берут в армию, и я говорю: «Да ты не расстраивайся, если бы ты не хромал, тебя бы тоже взяли!» И Володе весь спектакль приходится прихрамывать. Потом я ему придумывал на каждом спектакле новый диагноз – то туберкулёз, то ещё что, дай Бог ему здоровья! И каждый раз он подстраивался под ситуацию, импровизировал. А играли мы часто, особенно в детские каникулы. Это была такая маленькая шалость.

Люблю, когда худрук сам выходит на сцену показывать роль, он же актёр. Это тоже целый афоризм. Это надо видеть! Помню все его роли. Что сразу вспомнилось – «Пелагея и Алька» Абрамова. Он тогда совсем молодой делал себе грим небритого стёртого лица. И вот у него там по сюжету была девушка, которую он любил, а потом они расстались. А потом она зачем-то к нему обращается, и он такой поворачивается к ней своим «небритым» лицом и говорит: «Мадам, я вас не знаю!» Это было шикарно!

Любимое про театр: «Куда ни плюнь, все великие. За селёдкой послать некого». (Улыбается.)

Наталья Овчинникова

  • В 2005 г. окончила театральный факультет ДВГАИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • С 2006 г. – актриса Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.

Первый день в театре как артиста был на пробах. Я пришла пробоваться к Ефиму Семёновичу. Мы с однокурсником показывали отрывок Дарио Фо «Свободная пара». И Ефиму Семёновичу я не понравилась. Было очень волнительно, страшно, мне кажется, что я переиграла всё, что можно было… Но мне так хотелось попасть в этот театр, что, видимо видя моё большое желание, он смягчился и взял меня.

Любимая традиция в театре – поздравлять друг друга с днём рождения на каждом спектакле «Поминальная молитва». И вторая любимая традиция – перед важным спектаклем вставать в круг. Мы называем это «подышать». Мы дышим, стучим по сцене и потом идём играть для зрителя спектакль.

Из последнего курьёзного – конфуз зверушек. (Улыбается.) Мы в костюмах кошечек и собак работаем в массовке спектакля «Собачье сердце», все девочки в одинаковых силиконовых масках. А мальчики у нас – пёсики. И вот мой муж Евгений Сидров, перепутав меня с актрисой Викой Марченко, думая, что это я, подошёл к ней сзади и начал приобнимать. В свою очередь Вика пребывает в полной уверенности, что это я (я очень тактильна и люблю обниматься). А я стою со стороны кулис в недоумении и всё это наблюдаю. Выхожу, они видят меня и… в ужасе вырываются из объятий друг друга. Надо было видеть их глаза! Мы до сих пор над этим смеёмся.

Этот год для меня стал особенным. У нас было много прекрасных премьер. Очень душевные гастроли по краю, с них начался прошлый сезон. Потом гастроли в Якутию. Конечно же, юбилей театра запомнился, как мы сплотились командой, начали сочинять, импровизировать, каждый раскрылся в несвойственном ему жанре. Но главное событие этого года для меня – рождение семьи. Мы с актёром Евгением Сидоровым поженились. Было венчание. С нами были наши друзья, наша труппа, это было безумно трогательно и счастливо!

Любимое про театр – я обычно так шучу: «Театр – храм, театр – хрум – и нет человечка!»

Цитата худрука: «Прирастайте театром!» Цитат его много, мы ими часто пользуемся в жизни.

Денис Неделько

  • В 1997 г. окончил театральный факультет ДВГИИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • 1997–2003 гг. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.
  • 2003–2009 гг. – работал в Москве.
  • С 2009 г. – актёр Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького.

Для меня театр начался со школы. В пятом классе я начал читать стихи, и так получилось, что в классе я читал стихи лучше всех и наша преподаватель по литературе назвала меня Чтец Номер Один. Меня стали посылать от школы на конкурсы чтецов сначала городские, потом краевые, и прозвище Чтец Номер Один за мной надолго закрепилось. Потом я ходил заниматься в детскую студию во Дворце пионеров. Все говорили: «Ну ты точно пойдёшь в артисты», но, если честно, я тогда даже об этом не думал. После школы у меня было два варианта, куда пойти учиться, первое – пойти в милицию, второе – в институт искусств. Причём про институт искусств я узнал за месяц до окончания экзаменов в школе. Подал документы. Думал: «Не поступлю – пойду в милицию». Но меня взяли.

Никогда не забуду, как… Лжедмитрий сломал ногу! У нас раньше был актёр Дима Жойдик, мой однокурсник, в спектакле «Борис Годунов» он играл Лжедмитрия. Сцена, затмение, декорации меняются… Он выходит в длинном платье и как-то так на него наступает, что подворачивает ногу. Он отыграл всё, потом уходит со сцены и говорит: «Не могу понять, нога болит, подвернул, наверное, сильно». Доигрывает спектакль, едет в травмпункт, ему там говорят: «У вас перелом ноги». А у него были друзья-журналисты, и на следующий день в газете выходит статья «Ногу сломал, но спектакль отыграл!».

Работать в одном театре со своей женой – удивительный опыт. Тут есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, у нас общие интересы, мы всегда вместе – и в театре, и на гастролях, и дома. С другой – у нас одинаковые графики, поэтому, когда приходишь с работы и дома нечего есть, спросить не с кого. (Смеётся.) Я рад, что мы с ней в одной профессии. Тем более что она Яна Мялк!

Любимая цитата худрука: «Улыбайтесь, у вас праздник!» Помню, десять лет назад мы также репетировали юбилейный вечер театра, и к вечеру все уже устали, «сдулись». Ефим смотрел на это, терпел-терпел, а потом как закричит это своё «Улыбайтесь!» Все засмеялись – и р-р-раз – и сразу пошла энергия. Так мы и идём по жизни с этим его девизом.

Светлана Салахутдинова

  • В 1984 г. окончила театральный факультет ДВПИИ по специальности «артист драматического театра и кино».
  • С 1984 г. – актриса Приморского академического краевого драматического театра
  • им. М. Горького.
  • В 1998 г. присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Театр для меня начался с морей. Я только пришла в театр, и меня сразу ввели в спектакль вместо ушедшей в декрет актрисы. Моим учителем был Табачников – царствие небесное – великолепнейший человек и удивительный мастер. И меня сразу послали в моря. Тогда была такая программа: Театр Горького обслуживал рыболовецкий флот и мы выступали по плавбазам. Шторм, качка, и нас перебрасывают с одной плавбазы на другую, третью, десятую… Меня укачивало ужасно, и вот Вадим Янович Мялк, отец Яночки Мялк, говорит мне: «Светочка, выпей рюмочку» Я говорю: «Какая рюмочка?» – «Попробуй, поможет». Попробовала – помогло.

Никогда не забуду, как… мы ставили «Бег» Булгакова. Я играла Серафиму Корзухину. Муж её бросил, она последовала в Константинополь, там нахлебалась многих бед. И вот наконец-то она встречается со своим любимым человеком Голубковым, и они решают вернуться в Россию. И тут сцена. Передний план – тут такая маленькая скамеечка и натянутое на полу полотно. И мы должны сказать: «Россия! Наконец-то я увижу тебя, Россия! Наконец-то я увижу снег!» И потом мы должны аккуратно – пам-пам-пам – по ступенькам спуститься в яму (она стоит на сцене открытая, как будто мы сели на пароход. «Россия! Наконец-то я увижу Россию!» – говорю я, делаю шаг, чтобы подойти к яме (а полотно было натянуто прямо над ней), и… проваливаюсь (мягко говоря). «Наконец-то я увижу сне-е-ег!» – и… бах! Только голова выглядывает из ямы на зрительный зал.

Я всю жизнь здесь. Скоро будет 40 лет, как я служу театру. И здесь точно есть дружба! И в первую очередь благодаря Ефиму Семёновичу. Он сумел сделать так, что в театре нет ссор, нет драк за роли. Потому что он всем сёстрам по серьгам, у нас всё есть у каждого, нет такого чувства, что кому-то дали, кому-то не дали, нет контекста недостаточности. Ефим – талантливейший администратор! Он умеет установить эти весы и грань, он создал такие условия и атмосферу, когда у всех всё есть! Нас очень много, труппа огромная, и все работают, у каждого своя ниша, своё место. Которое не надо выгрызать.