Настя ArtObject, основатель и идейный вдохновитель ателье искусств Art Object

Рассказываем, как маленькая девочка из Амурской области стала одним из главных арт-дилеров на Дальнем Востоке.

Интерьвью: Алена Ямбаева, фото: phvsol, макияж: Лида Проскурина

– Настя, расскажи, ты с детства любила искусство? Помнишь свои первые впечатления, например, от живописи?
– Нет, в школе я терпеть не могла изо и черчение, ненавидела писать сочинения по картинам. Ни живопись, ни искусство в целом меня не интересовали. Я сначала хотела быть как мама – учительницей, а уже лет с 15 – открыть свой магазин одежды. Это то, что было мне понятно, я ведь жила в Благовещенске, так что очень долго никакого искусства в моей жизни не было и в помине. Правда, когда мы ездили в Москву, мама старалась меня просвещать, водила по музеям. Но ничего более скучного я представить не могла.

– Как же получилось, что ты открыла Art Object во Владивостоке?
– Во Владивосток я приехала, чтобы получить второе высшее образование. Тогда я ещё была уверена, что хочу открыть свой магазин, правда, уже сомневалась, что именно там будет продаваться. И совершенно случайно я устроилась в интерьер-салон премиального сегмента менеджером по продажам. Работа мне удавалась, я быстро доросла до главного менеджера и чувствовала себя абсолютно на своём месте. Тогда я впервые стала ближе к искусству, начала развивать насмотренность, разбираться в дизайне, оценила свои коммуникативные навыки. Я многому научилась и здорово повзрослела за это время, даже стала выглядеть по-другому.

И вот в какой-то момент друг попросил меня пропиарить знакомую художницу со словами: «Пиар – это те же продажи, ты справишься». И я бы справилась, но с той девочкой мы совершенно не сошлись характерами, сотрудничества не получилось. Как ни странно, эта неудача и подтолкнула меня попробовать ещё, но уже по своим правилам. Я сама начала искать и отбирать художников. Так я создала Art Object.

– Было сложно отбирать художников?
– О да, порой я вообще не понимала, что происходит. Ведь у меня нет ни художественного, ни искусствоведческого образования, ни специальных знаний в искусстве. Первых художников я искала через друзей и знакомых. Тех, кто пишет, очень много. Я смотрела десятки работ и не понимала, искусство ли это вообще? Я даже самой себе не могла объяснить, почему я выбираю того или иного резидента. Но я знала, что у меня есть и сильные стороны – это менеджмент и интуиция. И они меня не подвели.

– Сейчас, наверное, тебе гораздо проще находить талантливых творцов?
– Конечно, теперь у меня более развита насмотренность. Я умею выделять художников со своим узнаваемым авторским стилем. Для меня это важно. Я хочу, чтобы у моих клиентов были эксклюзивные картины – настоящие жемчужины. А не просто качественные реплики. Таким мы не занимаемся. Но если честно, это сначала я искала художников, а теперь чаще они сами меня находят. С отбором мне помогают профессиональный искусствовед и моя команда. Мне приятно, что люди действительно доверяют моему вкусу, а не просто соглашаются, потому что я руководитель.

– Я знаю, что арт-рынок – это очень сложная сфера для бизнеса, к тому же неразвитая в нашей стране. Наверняка сложностей и разочарований хватает.
– Ты права, сложности и разочарование – это тоже часть моей работы. Особенно тяжело мне было осознавать, что в нашей сфере большинство продаж происходит не потому, что люди любят и ценят искусство, всё держится исключительно на личных связях.
Именно поэтому для меня так важно то, что мои первые клиенты не были ни моими знакомыми, ни тем более друзьями. Это были люди, которые вместе со мной поверили, что предметы искусства стоят того, чтобы их покупать. И никто не был разочарован. Эти люди возвращаются ко мне на протяжении всех этих лет, они покупают картины в свою домашнюю коллекцию и делают подарки своим близким.

Несмотря на все сложности, я вижу, как формируется и развивается этот рынок, как создаются тренды и молодые авторы обретают узнаваемость. И российское современное искусство ждёт подъём – это очевидно. Сейчас идеальное время для того, чтобы поддержать талантливых художников и инвестировать в работы местных авторов, пока они не выросли в цене.

– Я работаю с тобой не первый год, но мне сложно поверить, что Art Object и все ваши проекты появились без всякой поддержки со стороны, без огромных финансовых вложений.
– Да, я часто слышу, что у меня богатый муж, который купил мне галерею, что я сама из состоятельной семьи. Но это не так, у меня обычная семья, и я не замужем. Наверное, всё дело в том, что в нашей сфере действительно принято иметь богатых покровителей. Но у меня их нет. Всё, что делает Art Object, сделано на мои деньги, заработанные, отложенные или кредитные. То, что видят люди, – это результат огромного труда нашей команды. Вот и всё, никаких секретов.

– И всё же как часто возникает желание всё бросить и найти что-то полегче?
– Раньше возникало постоянно, и я всегда успокаивала себя тем, что, если не получится, уйду в продажи – я это умею. Но теперь, когда Art Object стал для меня чем-то гораздо большим, чем бизнес, я понимаю, что я никуда не уйду. Ведь это моя миссия. Я действительно верю в необходимость искусства, в его неизбежность и невероятную силу и хочу этим делиться с миром.

– У тебя наверняка есть и своя коллекция картин. Есть на примете картина, которая должна её пополнить?
– Я мечтаю обладать картиной «Жажда» Владимира Погребняка. Хочу, чтобы мне её подарил будущий муж, с которым я ещё даже не знакома. (Смеётся.) Эта картина просто невероятная, в какой-то момент она стала моей мотивацией и путеводителем, я буквально напитывалась её энергией. Для меня вообще важно, чтобы искусство будоражило и мотивировало. Но ведь оно может быть и совсем другим – успокаивающим, целительным, спасающим жизни…

– Ты правда в это веришь?
– Не просто верю, я в этом убедилась. Ты, возможно, удивишься, но, когда началась пандемия, наши продажи выросли, и за год оборот увеличился в два раза. То же самое в 2022 году, только теперь мы увеличили продажи в пять раз. Когда в мире происходит страшное, люди всегда обращаются к искусству, я уверена, что мы спасли многих.

– Я знаю, что ты работаешь 24/7, как ты отдыхаешь и восстанавливаешься?
– Если честно, я только недавно поняла, как важно давать себе время на отдых. Раньше я ругала себя за выходные. Мне казалось, что всегда можно сделать больше и лучше. Я за 30 лет своей жизни ни разу не ездила в отпуск, все мои поездки были только по работе.

Сейчас я понимаю, насколько это незрелый и разрушительный подход к себе. В состоянии морального и физического истощения ты всё равно ничего по-настоящему ценного не сделаешь. Но важно понимать, что тебя наполняет. Долгое время я была уверена, что общение с друзьями – это всё, что мне нужно для отдыха. Но теперь я понимаю, как важно мне ещё и проводить время наедине с собой. Теперь каждую неделю я выделяю себе целый день. Неважно, что происходит вокруг, – у меня выходной.

– К 30 годам ты научилась отдыхать, а чему ещё?
– Нужно любить себя, да, очевидно, но совсем не просто. Мне понадобилось пройти для этого долгий путь, но теперь я с гордостью могу сказать, что любовь к себе – это моё главное достижение, не считая Art Object, конечно. Заботьтесь о себе, любите и уважайте себя, каждый из нас должен себе это позволить. Клянусь, ничего важнее быть не может. Любовь к себе меняет всё к лучшему.