Ирина Гайдук, психолог, арт-терапевт, игропрактик

Словами «построить личный бренд» в наше время уже никого не удивишь. Его строят блогеры и инфлюэнсеры, актёры и бизнесмены. Целая сферы выросла за последние пять лет: консультанты для нас проводят «распаковку личности», определяя наши сильные стороны; стилисты определяют наш стиль и «упаковывают» своих клиентов в соответствии с ожиданиями их целевой аудитории.

Почему же нас – взрослых – нужно «распаковывать» и «упаковывать»? Почему мы сами зачастую не можем этого сделать? Ответ кроется в нашем детстве. Вы помните фразы своих родителей, которые заставляли вас отказаться от своих мечтаний, от желаний проявиться и выделиться? Многих из нас учили быть как все. У многих из нас подавляли любое стремление следовать своим собственным порывам. Всё это привело к тому, что многие взрослые не знают своих сильных сторон, своих конкурентных преимуществ, не понимают, как можно выделиться на фоне других специалистов. Мы учимся этому в свои 30–40–50 лет. Но нашим детям мы можем помочь и заложить в них основу, важную для личного бренда, уже сейчас. Личный бренд начинается с детства.

Что же нужно знать и делать родителям, чтобы в будущем ребёнок умел выстроить свой личный бренд? Родителям стоит развивать у ребёнка навыки рефлексии, эстетический вкус и креативность, навыки самопрезентации.

Рефлексия – это способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Этот навык пригодится при выборе кружков, друзей и при выборе профессии. Благодаря рефлексии ребёнок может осознавать свои сильные стороны и то, что ещё нужно подтянуть как в учёбе, так и в области soft skills. (Soft skills – это гибкие навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью: умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.)

Как развивать навык рефлексии у детей? Во-первых, запаситесь терпением. Это процесс долгий и постепенный. В 2–3 года предлагайте сделать выбор из 2–3 платьев в садик или на праздник, в 5–7 лет – выбрать кружок или секцию. Не обесценивайте выбор ребёнка, а задавайте вопросы и учите размышлять: «Почему именно это платье, чем оно тебе понравилось?», «Что привлекает тебя в этом кружке?», «Тебя перестали радовать занятия, что именно разонравилось?» Все эти вопросы побуждают ребёнка задуматься о своих потребностях, размышлять о своих предпочтениях. Естественно, важно, чтобы предоставляемый выбор соответствовал возрастным критериям и был безопасен для ребёнка. Не стоит настаивать в десять лет на выборе профессии или давать выбор, на какой свет переходить улицу.

Если ребёнок умеет понимать себя, то в 20 лет он без «распаковки личности» сам сможет ответить на вопрос о том, что он любит, что умеет делать хорошо, какие у него сильные стороны и зоны развития. Ответы на эти вопросы – основа для построения личного бренда.

Кто бы что ни говорил, но по одёжке встречают. Развитый вкус, «насмотренность» помогут ребёнку в будущем выбирать подходящий стиль для соответствующей аудитории. Именно поэтому важно водить детей на разные мероприятия: в картинные галереи, музеи, на спектакли и концерты, спортивные состязания и мастер-классы; важно давать слушать разную музыку. Также важно вовремя пройти этапы экспериментирования со своим телом, что свойственно подросткам. Если в 7–8 лет вы запретите наклейки на руки, скорее всего, в 16 лет ваш подросток без согласования с вами набьёт себе тату. И этот рисунок может закрыть ему дорогу в те области, где неприемлемы татуировки (например, банки или силовые структуры). Своевременность – вот главное правило. «Если нельзя предотвратить, тогда это нужно возглавить». Если дочка хочет покрасить волосы, организуйте поход в хороший салон, где профессионал объяснит особенности ухода за таким стилем, последствия для волос. После 12 лет родители уже не являются референтным лицом для подростка, а вот специалист в своём деле сможет донести важную информацию. Не запрещайте ребенку самовыражаться, а учите его уместности – что и в какой ситуации будет релевантно.

«Встань на стульчик, расскажи Деду Морозу стишок» – не такая уж и плохая мысль. Давайте детям возможность выступать на публике, учите отвечать у доски в классе. Эти навыки в будущем пригодятся и при собеседовании у работодателя, и при переговорах с партнёрами, и при разрешении конфликтов. Даже если профессия не будет связана с публичностью, всё равно этот навык чрезвычайно важен в наше время. Уделяйте время на развитие этого навыка. Пусть ребёнок сначала готовит доклад на интересную ему тему для родителей, потом он будет рассказывать что-то в кругу друзей. Важно создать поддерживающую атмосферу доверия и принятия. В будущем навык публичных выступлений сослужит ребёнку хорошую службу.

Формирование личного бренда – это работа вдолгую. И лучше начинать с самого детства. Главное, помните о постепенности, будьте терпеливы и не требуйте результатов сиюминутно, поддерживайте ребёнка. Всё это станет отличным фундаментом для развития личного бренда, когда ваш уже повзрослевший ребёнок выйдет в мир профессионалов.