Эксперт в области маркетинга и digital | Учредитель digital-агентства BRAND-PR | Степень Executive MBA | Сертифицированный коуч ICF, Team Coach (CCE ICF)
Соцсети: vk.com/vaulinanatalya, vk.com/bussinescoachvaulina, t.me/vaulina 

«Вхождение женщин в область лидерства – стратегический императив нового времени». Двадцать лет назад эти слова (теперь-то мы знаем, что они были пророческими) написал Том Питерс в знаменитой книге «Представьте себе!».

Что ж.
Сегодня тема женского лидерства звучит повсеместно. Мы собираемся в деловые клубы, организовываем ретриты, занимаемся совместным творчеством, реализуем социальные и бизнес-проекты городского, национального, международного… любого масштаба.

Сегодня 40,2% компаний в России возглавляют женщины. Мы – это 22,3% заместителей гендиректоров, 29% топ-менеджеров, 43% HR-специалистов, 34% руководителей финотделов и 20% директоров по маркетингу. Только в 2022 году 87% компаний в стране наняли кого-то из нас на хотя бы одну руководящую должность.

Считается, что в период с 1980-го по 2020 годы мы жили в VUCA-мире – изменчивом (volatility), неопределенном (uncertainty), сложном (complexity) и неоднозначном (ambiguity). Потрясения года 2019-го переформатировали окружающую действительность в BANI-мир: хрупкий (brittle), тревожный (anxious), нелинейный (nonlinear) и непостижимый (incomprehensible). А с начала текущего года мы живем в его экстремальной форме, которую называют TACI, – этот мир характеризуется как турбулентный (turbulent), случайный (accidental), хаотичный (chaotical) и враждебный (inimical). Так вот. Футурологи утверждают, что в условиях BANI и тем более TACI практически невозможно стратегически мыслить и действовать.

Но взглянем на данные из открытых источников. Например, исследование Tinkoff Data говорит, что к началу 2023 года доля женщин-лидеров в отечественном бизнесе выросла до 39% – против 32% в 2021 году. В среднем количество женщин-предпринимателей в разных сферах увеличилось на 22% к показателям 2020 года.

Согласно тому же исследованию, в некоторых областях – кратно больше, в e-commerce, например, где женщин стало больше в семь раз. Я занимаюсь маркетингом в этой области более десяти лет и могу экспертно подтвердить: рост за последние три года просто невероятный.

Почему так? Ну, мы все знаем ответ. Под турбулентный, случайный, хаотичный мир лучше всего подстроится именно женщина. Мы – гибкие и многозадачные, мы – умеем в области эмпатии и сотрудничества, мы – о богатом воображении и креативности, мы – настроены на неожиданные коллаборации и конструктивные решения. Словом, мы оказались наилучшими трансформационными лидерами. И нам понравилась эта роль.

Понравилось чувствовать себя сильными и почти всемогущими. Очень приятно зарабатывать много, выглядеть прекрасно в любом возрасте, воспитывать сколько хочется детей, заниматься спортом и путешествовать, быть здоровыми, умными, интеллектуальными, непрерывно учиться. Мы приняли свою способность вывозить на плечах десятки разных задач – в личной сфере и в бизнесе равно полезны умения управлять и делегировать, создавать и производить, продвигать и улучшать.

Но у любой медали есть обратная сторона. В какой-то момент может случиться тотальный перегруз. Мы не сразу осознаём, что выгораем, – ведь «женщина может всё». Идём по инерции, на харизме и ответственности, на синдроме отличницы. И вдруг… всё. Мы собираемся, мы идём к бизнес-коучу Наталье Ваулиной, мы говорим ей: «Как уместить в одной жизни идею лидерства и идею счастливой женщины, которая умеет и хочет кайфовать от себя самой и наполняющих жизнь простых вещей?» Клянусь, каждая вторая приходит ко мне именно с этим запросом.

А ведь в мире бесконечного BANI не предусмотрено технических остановок. Не получится действовать по-другому – раз начав менять мир, придётся продолжать. Делать-то что? Я думаю, для начала стоит просто вспомнить о себе. Менять мир, заботиться о семье, заниматься проблемами сотрудников – ОК, без проблем. Но давайте оставаться женщинами, которым время от времени как воздух нужны простые девочкины вещи. Я вот завела женский бьюти-блог. Зачем-то рассказываю и пишу про косметику и процедуры для ухода, не как эксперт, просто так. Это помогает вернуться к… женским истокам, что ли. И да, каждой из нас совершенно точно нужно что-то подобное.