Фото: Анатолий Озарто

Эксперт в области маркетинга и digital | Учредитель digital-агентства BRAND-PR
Степень Executive MBA | Сертифицированный коуч ICF, Team Coach (CCE ICF)

Соцсети: vk.com/vaulinanatalya, vk.com/bussinescoachvaulina, t.me/vaulina 

Недавно я делала опрос в своих социальных сетях на предмет, что является командой. Например, можно ли назвать командой сотрудников одного кафе? Я не давала никаких критериев, просто задавала вопросы. Ответы показали, насколько многие плавают в этом вопросе. К слову, 80 процентов предпринимателей в этом и совершают ошибки, следовательно, теряют деньги. Поэтому тема для этого выпуска родилась сама собой.

Основная задача компаний на сегодняшний день – уметь работать с командами, создавать новые команды, удерживать старые. Один в поле не воин, только командная работа. Для этого важно уметь это делать правильно, не время совершать ошибки и проводить эксперименты.Да, есть ещё компании, которые превыше всего ставят индивидуальный успех, затачивают под это корпоративную культуру и HR-маркетинг. Но в компаниях будущего всё же на первый план выходит коллективная ответственность. В таких компаниях рабочая единица не индивид, а именно команда.

Определённые направления в компании в целом невозможно создать и внедрить без командного подхода. Например, клиентоориентированность, инновационный подход, сервис, исключительное качество, партнёрство и многое другое. Наконец, многие организации только-только начинают понимать и применять ключевые элементы этики эффективности, а именно что означает эффективность, как её измерять, а также как ставить ведущие к ней цели и достигать их. А кто достигает лучшего результата в этике эффективности? Всё те же команды.

Команда – коллектив единомышленников с высоким уровнем сплочённости, комплементарными навыками, приверженных общим намерениям, целям и единому подходу к работе, в рамках которого они считают себя взаимоответственными.

У команды есть чёткие критерии:

  • Количество участников не более 18.
  • Наличие единой цели, которую разделяют все.
  • Взаимодополняющие навыки.
  • Единые ценности.
  • Коллективная ответственность.
  • Чёткие роли (функции).
  • Наличие структуры коммуникаций и правил работы.
  • Наличие доверия и открытости (психологически безопасно быть уязвимым).
  • Цели команды важнее собственных.
  • Наличие развития друг друга и поддержки.
  • Отсутствие слабых сторон, наличие силы каждого.

Как создать команду и сделать её высокоэффективной:

  • Разработать совместную цель и командную мотивационную программу.
  • Запустить процесс обучения внутри. Каждый участник может привнести новые знания и опыт.
  • Развивать отношения внутри команды через поддержку, рефлексию и опыт.
  • Постоянно совершенствовать внутренние процессы команды и работать над её структурой.
  • Поддерживать связь с внешней средой. Слушать и слышать.
  • Установить внутренние правила, например принцип равенства, профессионализм, право на творчество, единство целей, право на ошибку, право на конструктивную обратную связь, принцип вызова, принцип осознанности «здесь и сейчас», ответственность и дисциплина, фокус на решении вместо фокуса на проблеме.

Но самое главное, у команды должна быть общая значимая задача. Единственный и самый мощный двигатель – это чёткая и вдохновляющая задача. Успехов вам в создании высокоэффективных задач!