Музыкант, основатель музыкального лейбла BGW (Borderless Gig Wave), менеджер группы hehehe, основатель Дальневосточного музыкального форума, азиатский букинг-агент музыкального фестиваля V-ROX, занимается импортом и экспортом музыкальных коллективов в странах Азии


Несмотря на столь очевидную пользу крупных ивент-событий (уже говорим про музыкальные фестивали), далеко не всякий бизнесмен или управления культуры администраций возьмутся всерьёз размышлять об организации чего-то подобного. В большей степени это объясняется сложностью внутренних механик подобных мероприятий, неочевидными финансовыми интересами, а также отсутствием необходимых условий, в том числе географических и исторических. Культурный код тоже имеет место быть, об этом я могу говорить и рассказывать часами.

Фестивальная культура существовала с давних времён, то были ещё ярмарки в Средневековье. Музыка там тоже была: множество трубадуров съезжалось с разных концов Европы, чтобы хорошо заработать и показать своё творчество широкой публике. Сейчас мало что изменилось. Фестивальный сезон – это лакмусовая бумажка итогов года. Если в течение года артист поработал хорошо, то с большей вероятностью можно получить приглашение выступить перед таким количеством аудитории, сколько он никогда не соберёт на сольном концерте. Как же завораживают эти фотографии, на которых запечатлено более ста и более тысячи человек в одном месте, в одно время, в едином порыве. На данный момент по всему миру проводится более тысячи различных музыкальных фестивалей с общей цифрой посещения более 30 миллионов человек.

Обратимся к истории. Ярмарки стали называться поп-фестивалями, и произошло это, естественно, во время расцвета поп-культуры, во время своеобразного ренессанса послевоенного мира. Мира, в котором у любви было больше места.

Jimi Hendrix at Monterеy

Поп-фестиваль в Монтерее (The Monterey Pop Festival) – трёхдневный музыкальный фестиваль, который проходил 16–18 июня 1967 года. Идея с новым фестивалем состояла в том, чтобы организовать большой рок-фестиваль и собрать различных рок-звёзд на одной сцене, поскольку подобными вещами до этого никто не занимался. Фестиваль был организован Джоном Филлипсом из The Mamas & the Papas, музыкальными продюсерами Лу Адлером и Аланом Паризером, публицистом Дереком Тейлором. Местом проведения был выбран небольшой городок Монтерей на побережье Тихого океана, расположенный в 130 км к югу от Сан-Франциско. До этого Монтерей как раз был известен своим джазовым фестивалем, который проводится в городе с конца 1950-х годов, а близлежащая местность Биг-Сур тогда была известна как место проведения ежегодного фолк-фестиваля. Слова «Музыка, любовь и цветы» стали девизом фестиваля. По крайней мере двое после выступления проснулись знаменитыми на весь мир, одним из них был Джими Хендрикс – чтобы запомниться публике (хотя и без того он стал лучшим), парень решил сжечь свою гитару прямо на сцене во время Wild Thing. Всё было прозаично. Обычно Хендрикс ограничивался разносом барабанов и усилителей (Курт Кобейн опоздал на 20 лет), но этим трюком пользовались и The Who. За кулисами их менеджеры спорили, кто будет выступать первым. Хендрикс оказался вторым, и нужно было что-то думать.

Woodstock

Вудстокская ярмарка музыки и искусств (Woodstock Music & Art Fair). Один из самых знаменитых рок-фестивалей, прошедший с 15-го по 18 августа 1969 года на одной из ферм городка в сельской местности Бетел, штат Нью-Йорк, США. Фестиваль посетило около 500 тысяч человек, а среди выступавших были такие исполнители, как The Who, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, Creedence Clearwater Revival, Джоан Баэз, Джо Кокер, Джими Хендрикс, Grateful Dead, Рави Шанкар, Карлос Сантана и многие другие. До сих пор считается легендарным прародителем современных фестивалей. Примечателен этот ивент тем, что на нём не было ни одного представителя исполнительной власти, то есть полицейского.

Организаторы и зрители были едины во всём: порядок, вода, еда… музыка. Во время проведения фестиваля погибло три человека: один от передозировки героина, второй был сбит трактором, третий упал с высоких конструкций. Произошло два рождения ребёнка. В 1970 году был выпущен документальный фильм «Вудсток», который, к удивлению продюсеров, и окупил фестиваль: бедолаги отчаялись вернуть потерянные деньги, так как на момент проведения фестиваля вместо ожидаемых 30 тысяч на мероприятие со всей страны съехались 500 тысяч человек – о заборах можно было забыть. «Три дня мира и музыки» получил «Оскар» в 1971 году. Вудсток стал символом конца «эры хиппи» и начала сексуальной революции (которая, кстати, оказалась вымыслом, исходя из прошлой статьи). Лично меня впечатляет то, что говорит молодёжь того времени, они определённо старше современных подростков. Посмотрите этот фильм на досуге, он невероятно чётко отражает дух времени.

Deep Purple at California Jam

California Jam (также известный как Cal Jam). Фестиваль рок-музыки с хедлайнерами Deep Purple, и Emerson, Lake & Palmer, и Black Sabbath, проходивший на гоночной трассе Ontario Motor Speedway в Онтарио, штат Калифорния, 6 апреля 1974 года. Он был спродюсирован ABC Entertainment (телекомпания) – Сэнди Фельдманом и Леонардом Штогелем. Калифорнийский джем привлек 250 тысяч меломанов, которые готовы были платить внушительную сумму за билет. Фестиваль установил несколько новых рекордов: самая громкая система усиления (звук), самая высокая прибыль в истории. Это был один из последних рок-фестивалей первой волны, а также один из самых хорошо организованных и финансово успешных, предвещавший эпоху консолидации СМИ и корпоратизации индустрии рок-музыки. Со временем музыкальные фестивали структурно начали возвращаться к корням, стали включать и иные составляющие, но так или иначе имеющие отношение к сфере культуры и искусств. Чего здесь только не найдешь: йога и спорт, обширные фуд-корты, лекционные классы, детские городки, выставки художников и дизайнеров. Музыкальные фестивали более не считаются слетом сомнительных творцов (в своё время Ричи Блэкмор (Deep Purple) уезжал с фестиваля с мигалками за плохое поведение на сцене), теперь это больше подходит для семейного отдыха. Одно неизменно – музыка объединяет.

«Дикая Мята»

«Дикая Мята». Российский независимый мультиформатный музыкальный фестиваль, который проводится ежегодно начиная с 2008 года. Изначально проводился в течение одного дня и был посвящён этнике и world music, но с годами превратился в трёхдневное событие. Фестиваль ориентирован на молодые семьи с детьми, благодаря чему удалось достичь высоких показателей безопасности. С ростом фестиваля расширялся и его формат: теперь на сценах «Дикой Мяты» представлены главные российские исполнители, мировые звёзды, герои инди-сцены, звучит электронная музыка, а также выступают молодые, только набирающие популярность музыканты. Помимо музыкальных сцен, на территории фестиваля располагаются масштабные спортивные площадки, лекторий с ведущими докладчиками из разных областей, кинотеатр, ярмарка; также организована насыщенная детская программа. «Дикая Мята» – это фестиваль, на который можно отправиться семьёй.

Glastonbury Festival of Contemporary Performing Arts, или Гластонберийский фестиваль современного исполнительского искусства. Фестиваль славится более всего своими рок-концертами, однако в рамках его проходят также многочисленные выступления танцевальных, фольклорных, театральных и цирковых коллективов, устраиваются художественные экспозиции. Площадь, отводимая для праздника, составляет примерно 1100 акров (4,4 кв. км). Ферма, на которой проходит фестиваль, располагается между гребнями южной части Mendip Hills у истока реки Whitelake, которую образуют два ручья, протекающие по территории фермы. Такое положение способствует наводнениям, которые случались на фестивале в 1997, 1998 и 2005 годах, а также размыванию верхнего слоя почвы, в результате чего грязь стала отличительной особенностью фестиваля. Для посетителей открыты 3225 туалетов. Высокий спрос на туалетные кабины во время лондонской Олимпиады стал причиной отмены фестиваля в 2012 году. За пять дней фестиваля потребляется миллион галлонов воды (примерно 3 780 000 литров). Выступить на Гластонбери – это честь даже для звёзд мировой величины, многие артисты выступают бесплатно. Российские Jack Wood – единственная отечественная группа, которой посчастливилось разделять сцену с динозаврами музыкальной индустрии. Люблю Майли Сайрус, её сложно не любить.

Илья Лагутенко на V-rox

Фестиваль V-ROX (Vladivostok Rocks). Главный фестиваль свободного порта Владивосток. Большой городской музыкальный творческий фестиваль и международная конференция в области музыкальной индустрии и современного культурного менеджмента. Проходил в июле-августе во Владивостоке с 2013-го по 2019 год.

Основатель и куратор фестиваля – Илья Лагутенко (группа «Мумий Тролль»). V-ROX был уникальной возможностью для молодых российских артистов и продюсеров во всех областях представить свои творения и проекты не только аудитории, но и ведущим международным профессионалам. И одновременно прекрасная возможность различным иностранным музыкантам, учёным и деятелям культуры представить в России свои достижения и свою страну, обменяться творческими идеями, завязать более тесные контакты. Концепция фестиваля – гибрид открытых музыкальных выступлений, бизнес-конференции и творческой лаборатории. V-ROX был первой из немногих событийных жемчужин города, которая ныне утрачена. Фестиваль из года в год жил не благодаря, а вопреки или несмотря ни на что. Три дня счастья и музыки, в те дни город на время превращался в зазеркалье, эмоции и впечатления били через край, а ноги гудели от усталости ещё несколько дней. 35 тысяч зрителей ежегодно, более тысячи артистов выступали на сценах мероприятия за всё время его существования. Сказка, которую так грубо и безжалостно переехали реалии современного мира. Меня многие спрашивают: «Будет ли ещё проводиться V-ROX?..» Я и сам не знаю, так как не уверен, что обстоятельства сложатся благоприятно, всё зависит от них. Одно точно знаю: дело Ильи Лагутенко всё ещё живо, сердце фестиваля ещё бьётся, хотя и не так ритмично, как раньше. За время существования V-ROX подросло новое поколение организаторов и менеджеров музыкального направления как части новой волны популярности креативных индустрий. Современные уже взрослые творцы несколько по-иному смотрят на смысл существования событийных мероприятий, они не сидели в штабе во время стратегических сессий организационного комитета, а принимали непосредственное участие в, что называется, «рукопашной», как никто другой, знают основные боль и проблемы музыки у нас в регионе. A LudiSTELO невероятные.

Одной такой командой по мере сил и фантазии руковожу я. Странно, но кажется, что сейчас самое время применять десятилетиями накопленный опыт и начинать делать своё, двигаться вперёд. Владивосток, да и Приморье нуждаются в таких крупных проектах.
Мы живём на стыке культур, иногда даже времени, в Мекке туризма, если никто раньше не сделает что-то подобное, то сделаем мы. Я ждал удобного момента для «прыжка снежного барса», который всегда охотится из тени около десяти лет, если потребуется столько же – не проблема, подожду ещё. Ведь музыка для меня – это системообразующая суть, пусть и для вас станет тем же. Музыке во Владивостоке быть вопреки всему и во имя любви. Целую в сердце!