Фото: Александр Медицкий

Наталья Юлдашева – основатель филиала и генеральный директор «Альянс Стратег-ДВ», владелица группы компаний Actual Expert, лидер Международной ассамблеи женщин-руководителей, руководитель с 15-летним стажем, сертифицированный коуч, обладатель дипломов: MBA, Школы владельцев бизнеса, Admin Technology Management

Мы часто экономим на том, что не имеет срока годности

На рынке очень много разных компаний, одни преуспевают и развиваются, другие уходят в стабильность без особого движения, а третьи закрываются, столкнувшись с первыми экономическими и политическими трудностями. Почему компании, которые открываются в один период времени и с одним и тем же видом деятельности, имеют разный уровень жизнеспособности и выживаемости?
Ответ лежит в самом начале пути строительства любого бизнеса и берёт начало в мечте будущего собственника, постепенно перерождаясь в цель. Многие путают эти понятия – мечта и цель, но они тесно взаимосвязаны. Почему так важно мечтать и иметь глобальные цели, даже если вы изначально планируете начать с малого?
Разберём пример. В 1990-е, когда грянул кризис, многие нашли в этом способ развить в себе предпринимательские способности и ушли в строительство бизнеса. После перестройки и смены руководства страны экономика начала расти, т. е. задала новый темп для предпринимателей, появилась необходимость расти. Компании, которые преследовали цель только выжить в кризис, стремительно стали закрываться, а те, которые ставили цели без страха смотреть в будущее, смотрели на бизнес с перспективой, стремительно начали развиваться, закрепились на рынке и оставались конкурентоспособными. Вывод: цель – это необходимость не только для высокого уровня выживания, но и для прогресса в будущем.
Цель при открытии бизнеса – это не только получение прибыли, это само собой разумеющееся, но не основа. Цель – это бывшая мечта, которая в какой-то момент стала возможной, т. е. обрела более чёткий вид и структурность, стала возможной не только в мыслях, но и физически. Цель должна быть дерзкой, новаторской, амбициозной и громкой.
Например, вы хотите открыть магазин игрушек. И кто-то скажет, что открыть магазин игрушек и есть цель, а это ведь не так. Открыть магазин игрушек – это одна из задач, выполнение которой приблизит к цели. А цель – это, например, открыть сеть магазинов игрушек под своим брендом по всему миру. Цель – это что-то глобальное и масштабное.
Я часто общаюсь с собственниками разных бизнесов. Иногда я спрашиваю, есть ли мечта у человека. Ответ меня расстраивает: «Да какая мечта, столько проблем, выжить бы», «Да о чём ты… День прошёл – и слава богу», «Мне уже 45, и я слишком серьёзная для таких глупостей» и т. д. К сожалению, это сознание большинства моих знакомых. А ведь именно мечты заставляют нас быть прогрессивными, именно из мечты рождается цель. Мечтать необходимо! Не только для бизнеса, но и для самого себя, для роста и развития как личного, так и профессионального. Мечта – это желание, сильное, как наваждение, мысль, которая возникает и приносит удовольствие, но не имеющая конкретных действий. А если вы мечтаете, к примеру, покорить Эверест и начали откладывать для этого средства, готовить своё тело к восхождению гипоксическими тренировками, то это означает, что ваша мечта переросла в цель. Мечта – это мысль, цель – это действия.
Предприниматель – это творческая профессия. Человек, который может из мечты создать цель, а впоследствии построить стратегию и развернуть план для её достижения, является творцом. А проект, который родился из мечты, т. е. в любви, не может быть провальным и иметь короткий жизненный цикл как бизнес в дальнейшем. И если вы хотите жить, а не выживать, то не экономьте на том, что не имеет сроков годности, – на своих мечтах.