Эдвин Багдасарян о подготовке к сольному stand-up концерту

Интервью: Дарья Корнева, организатор stand-up мероприятий в г. Владивостоке

Эдвин Багдасарян – основатель творческого агентства Edwin Group, участник телепроекта «Открытый микрофон», полуфиналист шоу «Comedy Баттл» на ТНТ, а также один из «100 лучших комиков России» (по результатам stand-up фестиваля 2019 в Москве) известен в нашем городе своими крупными проектами и эпатажными идеями. Совсем скоро, 1 апреля, на сцене «Приморской краевой филармонии» пройдёт его большой сольный stand-up концерт, о всех тонкостях и специфике подготовки к которому мы лично узнали у Эдвина.

– Эдвин, скажи, как всё начиналось, как родилась идея собственного stand-up концерта? Может быть, тебя вдохновил кто-то из известных и уже великих? – Честно говоря, не было такого, что я кого-то увидел, услышал и загорелся заниматься тем же. Так как я часто веду свадьбы, просто однажды понял, что больше всего в программе мне нравится не проведение конкурсов и других интерактивов, а то самое живое общение с людьми, импровизация и шутки. За годы работы ведущим стало ясно, что у меня это ещё и хорошо получается. Как раз примерно в это время ребята из ТНТ решили провести новый stand-up фестиваль и прислали нам приглашение. Они ведь не знали тогда, что у нас было странное представление о stand-up (смеётся), потому что на концерте во Владивостоке, который мы организовали вместе, мы пели песни и показывали миниатюры. Но именно на этом концерте я впервые выступил сам, и мне очень понравилось: я сам вышел, сам шутил, зрители смеялись – это было здорово. Дальше уже закрутилось-завертелось: принял участие в проектах на телевидении, мы стали официальными представителями Comedy Club Production на Дальнем Востоке, начали развивать жанр здесь, в нашем городе. Вот тогда и решился бросить себе вызов. Если честно, до последнего не был уверен, что смогу, но обратной дороги уже не было.

– Как ты пишешь шутки для stand-up? Есть какой-то порядок действий, правила этого жанра? – Знаете, у меня была одна большая проблема, которая как раз связана с этим: я сначала занимался КВНом, в котором работают свои определённые законы, а потом столкнулся со stand-up, и мне было трудно перестроиться под его, так сказать, нормы. Во-первых, как известно, КВН – это командная игра, когда вы пишете шутки вместе, готовите сценки и песни тоже вместе. А в stand-up ты во время подготовки находишься наедине с собой, а потом уже– со зрителем. Во-вторых, основа stand-up – это правда, это то, что действительно про тебя. Ты, конечно, можешь что-то додумать и приукрасить, но всё это должно быть по-настоящему и максимально естественно – грубо говоря, такой гипертрофированной правдой. Поэтому было сложно понять и принять, что шутка – это, прежде всего, какая-то моя история, моя боль, мои переживания или отношение к чему-либо. Ну а если про сам процесс написания шуток, то он выглядит примерно так: ты берёшь какую-то тему, например, свои отношения с девушкой, и пытаешься найти в них весёлые моменты. После этого заворачиваешь в какие-то подробности, доводишь до абсурда, при этом ищешь, что в шутке будет близко другим людям. Когда уже появляется какое-то количество шуток, соединяешь их общей мыслью. Потому что stand-up – это всё-таки такой жанр, где от тебя ожидают какой-то главной мысли, которую ты хочешь донести до всех остальных людей. Но так как жанр сам по себе родом из Запада, он остаётся достаточно новым для нас и мы продолжаем его изучать. Помню, когда мы только начинали с ребятами вливаться в это движение, смотрели выступления американских, английских комиков, читали литературу и даже изучали наших русских сатириков, таких как Михаил Задорнов и Ян Арлазоров. Потому что в то время их творчество можно было расценивать как своего рода stand-up, как мне кажется. Хотя, конечно, были и принципиальные отличия.

– А кого-то из современных комиков ты бы мог выделить? – Именно по энергетике мне раньше очень нравилось, как Паша Воля работает на площадке: по 12 часов не уходя со сцены во время «Comedy Баттла». Это было круто. После уже появился Незлобин, Белый, но я бы не сказал, что загорелся быть похожим именно на кого-то из них. Когда появилось шоу «Открытый микрофон», в первом сезоне было много классных ребят – Гурам Амарян, например. Очень энергичный, он в этом плане молодец. Лёха Щербаков очень крутой, тоже мне нравится сейчас. Из иностранных комиков сложно кого-то однозначного выделить. Наверное, Лу Си Кей, Эдди Мёрфи – они мне как-то близки именно на духовном уровне. Выступление Эдди в латексном костюме– это просто бомба, очень смешно.

– Подготовка к сольному концерту – это, конечно, не выступления Эдди Мёрфи смотреть, всё сложнее, да? Слышали, что ты каким-то особенным образом готовишься, можешь поделиться? – Да, конечно. Тут нет какого-то определённого механизма, схемы или инструкции: никто не скажет тебе точно, что нужно делать. Всё, что скажут – отрабатывай материал (шутки) на аудитории, чем больше – тем лучше. И я это прекрасно понимаю, но в этом кроется и самая главная сложность. У нас во Владивостоке «Открытый микрофон», где ты можешь проверить свой материал, проходит всего 1-2 раза в неделю. В Москве же, например, выступать можно по 3-4 раза в день, в разных местах, с разной аудиторией. В общем-то, поэтому я несколько раз и уезжал в столицу на достаточно продолжительное время: вдохновлялся всем, что было вокруг, по максимуму выступал в лучших барах, таких как StandUp Store Moscow, Stand Up Club #1, дорабатывал материал – и так по кругу. Параллельно снимал видео о своей подготовке к концерту для YouTube канала. Когда вернулся домой, начал тур по Дальнему Востоку, уже выступил в Большом Камне, Находке, Благовещенске, Хабаровске и Южно-Сахалинске.

– Во время подготовки у тебя бывали провалы в выступлениях? Всегда ли зрителям было смешно? Насколько сильный отпечаток накладывают такие моменты? – Если говорить про stand-up, то, кажется, у меня он в большей степени выстраивается благодаря плохим выступлениям. В КВНе поражало: ты готовишь заранее «домашку», тебе её отредактировали, выходишь на сцену, показываешь её – и неизвестно, смешно это будет зрителю или нет. Просто, по мнению редактора, должно быть смешно. А тут появляется возможность пробовать – ты можешь выступить 50 раз, из которых 49 окажутся выступлениями «на троечку», и одно – тем самым случаем, когда все смеются до боли в животе. И, мне кажется, это прикольно, потому что все эти 49 раз ты получаешь обратную связь от зрителя и отбираешь лучшие шутки, над которыми люди действительно смеются.

– А что скажешь про вдохновение? Оно ведь значимо для любого жанра. – Вдохновение – одна из главных составляющих, конечно. Чем больше ты видишь, чем больше путешествуешь, чем больше жизненного опыта, тем больше тем для шуток у тебя появляется. Поэтому, чем насыщеннее жизнь у человека, тем интереснее темы. Кстати, в кругу комиков говорят, что если у тебя слишком ровная жизнь, то вряд ли твой stand-up будет смешным, потому что у тебя всё хорошо. У истинного стендапера должно быть всё плохо, ну или хотя бы многое ему должно не нравиться, тогда будет интересно и злободневно.

– После поездок в другие города и подготовки в столице, скажи, насколько наш местный stand-up уступает московскому? И как ты думаешь, что нам можно сделать, чтобы выйти на новый уровень? – Ох, уступает, наверное, раз в 20. Просто потому, что во Владивостоке мало людей. Представляете это соотношение: наши 600 000 (условно округляем) против 20 000 000 (если с Московской областью считать)? Ну вот, у нас человек пришёл на «Открытый микрофон» второй раз, шутку услышал ту, которую ему в прошлый раз рассказывали, и ушёл в недоумении. А там всё гораздо проще: больше мест, больше комиков, больше зрителей. Ты можешь одну шутку два месяца проверять, и ни один человек не скажет, что уже слышал её. Чтобы как-то развивать stand-up движение во Владивостоке, мы каждый год проводим большой фестиваль, приглашаем молодых комиков показать себя и самым перспективным помогаем попасть с выступлениями в Москву. Также по средам проводим вечеринки «Открытый микрофон», раз в месяц – технические вечеринки, где показываем всё лучшее за месяц и привозим кого-нибудь из известных комиков, чтобы молодые видели, слушали и понимали, к чему нужно стремиться. Плюс раз в год мы проводим «Летний кубок stand-up», где начинающие ребята могут побороться за денежный приз. Мы стараемся развивать всё это, потому что нам это нравится, но снова всё та же проблема – мало людей. Хотя есть сегмент, на который мы только планируем выходить, – ДВФУ. Мне кажется, там много студентов, которым было бы интересно. Поэтому нам хочется, конечно, наладить с ними контакт и громко заявить о stand-up и об «Открытом микрофоне».

– А если посмотреть ещё шире, сильна ли разница между зарубежным и российским stand-up? – Если говорить про главные отличия, то, во-первых, нужно понимать, что у нас разная культура, языки. Мы с вами живём немного по другим принципам, на другой скорости. Если они позволяют себе шутки про инвалидность, то для нашего общества они неприемлемы. Наверное, основное отличие и кроется в темах. Второе – в том, что у нас в стране юмор развивался благодаря двум передачам: «Аншлаг» и КВН,– а у них stand-up изначально зародился как самостоятельный отдельный жанр юмора. Третье отличие, исходя из сказанного, это разное построение шуток. Так что да, разница ощутима.

– Эдвин, вернемся к тебе: есть ли у тебя цель в stand-up? Безусловно, ты получаешь от этого удовольствие, но идёшь ли ты к чему-то конкретному, чтобы понять: «Наконец я этого достиг!»? – Интересный вопрос, конечно… Когда я только начал заниматься stand-up, у меня была цель – сольный концерт. Даже, наверное, ещё раньше, когда начали появляться такие шоу, как «Вечерний Ургант» и «Прожекторперисхилтон», у меня возникли мысли о том, как это круто и как сильно я хочу чего-то подобного. Думаю, если мой первый сольный концерт пройдёт удачно, то через год я напишу второй. Вторая цель – загрузить запись концерта на YouTube и набрать 1 000 000 просмотров.

– Серьёзная цифра. А что для тебя было самым сложным во время подготовки? – Наверное, самым сложным было просто осознать, что я готовлюсь к своему сольному концерту и мне нужно будет выступать одному, без других ребят. Вот и всё, остальное просто дело времени и желания, я бы так сказал.

– Как близкие отнеслись к твоей задумке? – Мне кажется, они понимали, что рано или поздно я приду к этому. Поэтому просто поддержали меня, за что я, конечно, им очень благодарен. Кстати, мама приезжала ко мне во время подготовки в Москве, она у меня замечательная, её вердикт был одобрительным – это главное.

– Скажи, пожалуйста, почему люди должны пойти на твой концерт? – У меня нет ответа на этот вопрос. Я просто хочу сделать то, что на территории Дальнего Востока местными комиками ещё не делалось. Кто-то выступал сольно в барах, клубах, но на такую большую аудиторию – это будет впервые. Мне кажется, что должно получиться прикольно. Особенно для тех, кто знает меня, кому интересно меня послушать, узнать что-то о моей жизни, о работе и не только.

– Эдвин, спасибо, что поделился с нами. Мы уверены – твой концерт станет ярким событием для нашего города. Удачи тебе! – Спасибо! Жду всех 1 апреля, будем заряжаться отличным настроением!

SIG_2644 copy