
Да, именно такую реплику «У нас есть свой Арс!» выкрикнул один из сокурсников Александра Арсененко, когда в прекрасную пору студенчества на лекции по истории искусства преподаватель сказал, что по-латыни искусство звучит ars. Так и стали его звать – Арс.
Из детства он вспоминает большие альбомы: мама занималась на курсах кройки и шитья, и в этих альбомах она в миниатюре делала выкройки. А обратная сторона листа была чистая. На них он рисовал фантастические машины и ракеты. Это было время, когда Гагарин полетел в космос. Уже в 55 лет он нарисовал по воспоминаниям квартиру, где жили семьёй. Маме показал, а она говорит: «Не можешь ты это помнить, маленький тогда ещё был. Тебе было два с половиной года». А он помнит: стояла в углу этажерка, на ней будильник, солдатская кровать, на стене карта – два круга-полушария, гуси за окном и узенькая полоска солнечного света сквозь шторы.
Александр Леонидович Арсененко
Родился 8 сентября 1955 года в г. Белогорске.
1960–1972 годы – Москва, Уссурийск, Фюрстенберг (Германия).
С 1972 года живёт во Владивостоке.
1974–1976 годы – служба в Советской армии (Сахалин).
1976–1980 годы – учёба во Владивостокском художественном училище; дипломная работа – «Игра в джин» Дональда Кобурна в Приморском академическом краевом драматическом театре имени М. Горького.
2002–2010 – главный художник Драматического театра Тихоокеанского флота.
Член Союза художников России.
Член правления Приморского отделения Союза художников России.
Член Московской Лиги деятелей культуры и искусства «Метрополис».
Почётный гражданин города Пенсакола (Pensacola), США.
Руководитель Народной изостудии Дворца культуры железнодорожников, Владивосток.
Работы в музейных коллекциях: Государственный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, Приморская государственная картинная галерея, Музей современного искусства «Артэтаж» (Владивосток), Музей современного искусства Еврейской автономной области (Биробиджан), Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск), Vostok N. W. Gallery of Fine Arts (USA), Галерея города Сюйчжоу (Китайская Народная Республика).
Частные коллекции: Россия, Италия, Япония, Германия, Австралия, США, Канада, Южная Корея, Китай, Великобритания.
С 1988-го по 2025 год – более 90 выставок.
Живопись для Арсененко – это средство долгого общения и послание в будущее, послание своим детям, внукам. Он пишет картину и думает о своих близких, о друзьях, о людях. У него в основном на всех картинах люди. «Если у тебя есть что сказать людям – ты подходишь к холсту и пишешь. Если нечего сказать – не пиши. У художника должно быть даже не желание, а необходимость что-то сказать людям», – таков принцип Александра Арсененко.
Говорит, что на старте, когда начинает работать – испытывает невероятное удовольствие: холст чистый, а он уже знает образ, и у него на глазах этот образ воплощается. В какой-то момент картина начинает вести диалог с художником. «И тогда уже непонятно, кто тут хозяин. Она меня заставляет –
вот здесь ты цвет положил, значит, ему должен быть где-то отклик. Такая удивительная, замечательная игра, – комментирует художник Арсененко и продолжает: – Поставить точку на картине, завершить работу над ней – самый трудный момент. Чем ближе к концу, тем чаще просто стою и смотрю на картину, смотрю и курю. И не знаю – закончена она или не закончена. Боязнь её как бы засушить».





Как-то про него написали в одной газете: «Мы ждём от него чего-то нового, какой-то поворот, какой-то всплеск, а он продолжает одну и ту же песню». А он перечитывает это и каждый раз убеждается, что песня у него, в его работах не одна. И все его песни ему интересны.
«Александр Арсененко всегда был художником романтического склада и театрального мировидения. Он, собственно, и по образованию именно театральный художник и немало поработал в театрах, занимаясь интерьером спектакля и декорациями. От романического мироощущения у него склонность к символам, когда кони, птицы, рыбы, библейские персонажи становятся непременными участниками его сюжетов, превращая их в сказку или притчу. А сами сюжеты зачастую выстраиваются именно как театральные мизансцены, когда персонажи не просто фигуры в пейзаже или интерьере, а участники некоего события, что развивается на наших глазах».
Александр Лобычев, арт-критик
«Присутствие моря, а значит, дороги, пути, ожидания, надежды, веры, что кто-то вернётся, – так художник Арсененко распаковывает Владивосток. – Бывает, я неделям из мастерской не выхожу, смотрю в окна – чем наполнен город. Людьми наполнен, они куда-то идут со своими ожиданиями, с надеждами. Надежда – ключевое, чем наполнен Владивосток».
«Художник приглашает в свою Вселенную, приобщает к культурам древних цивилизаций и – подаёт знак присутствия ангела-хранителя во Владивостоке, годами несущего в себе заботу, надежду и благость. Работы Александра Арсененко – тихая, но уверенная речь, обращённая к каждому из нас. И его обещание сейчас нам в том, что красота рождается из разнообразия и постоянства. Смотришь на его работы и видишь: художнику нравится жить. Хочется даже думать не о том, что сказано, а о том, «почему это сказано». Его жизненный и художественный путь богат, и он не в цели написать великое и завершённое, а в необходимости непрерывно, размеренно говорить. Не удивлять, а касаться. В его работах – дары рек и кочевья, стихия Хуаниты и далёких берегов, лицо рыбака с Огненной Земли, морщины которого похожи на карту южных ветров. В воздухе свобода птиц и облаков, что летят через континенты, не спрашивая разрешения. В цветах этого художника свет мира, в его сюжетах – калейдоскоп жизни. Здесь был и есть пульсирующий, желанный мир в его бесконечном разнообразии».
Анастасия Теличко, арт-директор событийной платформы «Порт приписки Владивосток»

