Уже в третий раз Приморская государственная картинная галерея принимает выставку из собрания Государственного музея Востока. Проект «Восточная столица. Жизнь Эдо» подарит возможность дальневосточникам ознакомиться с редкими предметами ценнейшей коллекции столичного музея. Выставка организована при поддержке правительства Приморского края и представляет более 200 экспонатов: японские гравюры, известные во всём мире под собирательным названием укиё-э – картины изменчивого мира, нэцкэ и другие изделия японских ремесленников. Открытие выставки во Владивостоке посетил директор Государственного музея Востока Александр Седов.
Текст: Валерия Павлова
По материалам ©«Государственного музея Востока» и Приморской государственной картинной галереи
– Александр, вы возглавляете один из крупнейших музеев страны уже полтора десятка лет. Каков ваш личный путь на Восток, как пришли в профессию и в музейную сферу?
– Мой «путь на Восток» начался достаточно рано. Я археолог – учился в МГУ им. М. В. Ломоносова на кафедре археологии исторического факультета. Студентом был очарован необычайно красивой землёй Хакасии, куда попал на археологическую практику после первого курса, и решил специализироваться на археологии Южной Сибири. После университета мне посчастливилось попасть на работу в Институт востоковедения АН СССР, в сектор, который занимался древней историей и археологией Средней Азии. В 1982 г. меня пригласили участвовать в работе только что организованной советско-йеменской комплексной экспедиции, объединившей в своём составе археологов, этнографов, арабистов, антропологов, религиоведов, которая стала одной из крупнейших зарубежных гуманитарных миссий за всю историю советской Академии наук. Какое-то время я возглавлял в ней археологический отряд, а в 1991 г. стал руководителем этой экспедиции. В 2000 г. итальянские коллеги пригласили меня принять участие в работе Итальянской миссии Пизанского университета в Омане, где до 2019 г. я возглавлял археологические исследования древнего города-порта Самхарам на побережье Дофара. Как видите, мой профессиональный «путь на Восток» начался в Южной Сибири и продолжился в юго-западном направлении – через Средний, в сторону Ближнего Востока.
В музейной сфере оказался в 2006 г., когда по рекомендации моего старшего коллеги по йеменской экспедиции М. Б. Пиотровского принял предложение занять должность директора Государственного музея Востока в Москве. Несмотря на обширные административные обязанности, стараюсь не порывать окончательно с наукой и время от времени пишу научные статьи, участвую в научных конференциях.
– «Всё вокруг постоянно меняется» – давно известная истина. А какие самые значимые перемены произошли в Государственном музее Востока за последние пять лет?
– Перемен очень много. Из главных это, пожалуй, перемещение хранилища наших фондов и реставрационных мастерских из здания храма Пророка Божия Илии на Воронцовом Поле, которое музей занимал с 1930 г., в отреставрированный павильон №13 на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ), создание филиала «Музей Рерихов» и открытие его большой экспозиции на ВДНХ (вместе с залом открытого хранения экспонатов), создание экспозиции «Путешествие на Восток» в нашем Северокавказском филиале в Майкопе, столице Республики Адыгея.
– Зрители приходят на вернисаж, на выставку, на экскурсии, и всё так гармонично и красиво, кажется, что по-другому и быть не может. Приоткройте завесу тайны – как готовится выставка?
– Великой тайны здесь нет. В целом выставки можно разделить на два типа: из собственных фондов и «гостевые». Идея выставки обсуждается, и если одобряется, то входит в план работы музея. Далее начинается более детальная её проработка, когда подключаются хранители и реставраторы. Научными сотрудниками готовится каталог или иное иллюстрированное издание, сопровождающее выставку. На последнем этапе монтируется экспозиция и под руководством куратора и дизайнера создаётся то, на что и приходят смотреть люди. Выставки на площадках других музеев проходят примерно такой же путь. Надо сказать, что создание любой выставки – это не в последнюю очередь достаточно объёмная работа с документами, которую проводят сотрудники выставочного отдела и отдела учёта музейных предметов и музейных коллекций, – обычно незаметные, но совершенно незаменимые труженики. От возникновения идеи до воплощения проходит не один месяц или даже год.
– Очень возможно, что на Дальнем Востоке больше знают о Японии, чем, скажем, в Центральной России. Это обстоятельство может влиять на формирование выставки?
– Да, российский Дальний Восток географически ближе к Японии, и связи этого региона со странами АТР наверняка плотнее, но это мало влияет на формирование выставки, на состав экспонатов проекта. Предлагая ту или иную выставку из нашего собрания, мы имеем дело с государственной культурной институцией. Иными словами, заказчиком выставки является региональный музей (в нашем случае – Приморская государственная картинная галерея), который значительно лучше кого бы то ни было знает потребности и интересы своей публики. Немаловажно, что для устройства выставки региональный музей или галерея должны соблюсти целый ряд условий экспонирования музейных предметов. Разрешение на выдачу музейных предметов на выездные выставки даёт Министерство культуры Российской Федерации.
– Это не первая выставка Государственного музея Востока в Приморской государственной картинной галерее. В чём особенность этой выставки?
– Действительно, это уже третья по счёту выставка предметов из нашего собрания в Приморской государственной картинной галерее. Предыдущие две – «Миниатюры «Бабур-наме» в собрании Государственного музея Востока» и «О, старый кинжал… Оружие Востока» – прошли с успехом. Мы гордимся сотрудничеством с нашими владивостокскими коллегами, для нас это очень значимое партнёрство. Сегодняшняя выставка «Восточная столица. Жизнь Эдо» посвящена искусству Японии, государства Дальневосточного региона. Японская коллекция в нашем музее одна из самых представительных, и такие выставки из фондов Музея Востока неизменно пользуются популярностью. В нашем музее хранится одна из самых крупных среди российских музеев коллекций нэцкэ, и она впервые в таком количестве покинула стены московского музея.
– К визиту на выставку нужно как-то готовиться или достаточно просто прийти, лучше с экскурсией, и наслаждаться?
– На мой взгляд, нелишне подготовиться к походу в музей. Именно для этого существуют путеводители, создаются музейные сайты, размещается информация в соцсетях. Всё это нужно для того, чтобы представлять, что конкретно ты можешь и хочешь увидеть в музее. Это относится и к временным выставкам. Если ты идёшь смотреть японскую гравюру укиё-э эпохи Эдо и нэцкэ, неплохо заранее иметь представление или хотя бы в общих чертах знать, что это такое – эпоха Эдо и для чего служили миниатюрные фигурки нэцкэ. И поверьте, заранее полученные зачатки знания не помешают насладиться увиденным в музее.*
*К выставке куратор Анна Алексеевна Егорова (заведующая отделом искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока) подготовила каталог «Восточная столица. Жизнь Эдо. Японская гравюра и нэцкэ из собрания ©«Государственного музея Востока». Каталог-альбом можно приобрести в Приморской государственной картинной галерее.
Приморская государственная картинная галерея
г. Владивосток, ул. Алеутская, 12, Главные анфилады
Тел. : +7 (423) 241-06-10, www.primgallery.com